На днях заместитель главы российского военного ведомства Юрий Борисов сообщил о создании отечественного тяжелого ударного беспилотника, который способен решать на практике информационные задачи, а также выступать в качестве средства поражения.
А чуть ранее со ссылкой на источник в Объединенной приборостроительной корпорации появилась информация о подготовке к летным испытаниям первого полноразмерного образца разведывательно-ударного беспилотника на воздушной подушке "Чирок", презентация которого должна состояться уже в нынешнем году на авиасалоне "МАКС".
Если учесть, что максимальная взлетная масса последнего составляет около 700 кг, и поэтому к классу "тяжелых" он не относится, то c полной уверенностью можно утверждать, что эти две новости касаются разных по типу БЛА. Но есть в этих событиях и нечто объединяющее, а именно: продолжающееся активное развитие тематики беспилотников в интересах Минобороны России.
Так, Юрий Борисов сообщил, что в настоящее время в завершающей стадии находятся четыре опытно-конструкторских работы по созданию БЛА, предназначенных для действий как на тактическом, так и на оперативном, а также стратегическом уровнях задач.
Вопросы создания и применения БЛА различных классов и назначения успешно и уже давно решаются в армиях целого ряда государств. К безусловным лидерам в этой области небезосновательно относят США и Израиль. По некоторым сведениям, значительного прогресса в деле создания беспилотников достиг и Китай, который активно развивает тематику не только разведывательных, но и ударных БЛА.
Следует признать, что Россия сегодня в данном вопросе выступает в роли догоняющего. Но интенсивность, с которой происходит разработка и внедрение отечественных дронов, позволяет надеяться на то, что имеющееся отставание в этом вопросе от армий других государств будет ликвидировано в течение ближайших нескольких лет.
На системный подход к этой проблеме, связанной с внедрением в войска передовых технологий, указывают создание в военном ведомстве Государственного центра беспилотной авиации, утверждение рассчитанной на среднесрочный период концепции боевого применения робототехнических систем и комплексов различного класса и назначения, включая беспилотники.
На коллегии военного ведомства, посвященной итогам 2014 года, сообщалось, что в указанный период в Вооруженных силах было создано 14 подразделений беспилотников, куда поставлено 179 комплексов БЛА. При этом было отмечено, что примерно столько же их было получено войсками за все предыдущие годы.
Оснащение войск этими новинками постепенно расширяет область их практического применения. Беспилотники все чаще используют для проведения разведки и постановки радиопомех на учениях, корректировки артиллерийского огня и целеуказания другим системам оружия, визуального контроля боевой подготовки войск и состояния режимных и стратегически важных объектов, патрулирования береговой линии и разминирования полигонов.
Не случайно количество полетов беспилотной авиации в Вооруженных силах в 2014 году по сравнению с 2013 годом возросло в два раза, а налет беспилотников увеличился более чем в четыре раза.
А если учесть, что 2017-2018 годы должны стать этапными в плане развития и поставок в войска различного рода робототехнических комплексов, то, надо полагать, эта статистика уже в скором времени возрастет многократно.
При этом в нынешней ситуации важно, ликвидируя отставание, не просто догонять других, а изначально работать на опережение. Кстати, судя по имеющейся информации, сейчас на российских предприятиях в том числе разрабатываются и системы управления и навигации БЛА без привязки к спутниковым системам, что поможет устранить один из главных недостатков дронов, связанный с их управляемостью в условиях активного применения противником средств радиоэлектронной борьбы. Эти и другие ноу-хау отечественной "оборонки" во многом окажут влияние на эффективность выполняемых беспилотниками разноплановых задач и соответственно будут призваны повысить и боевые возможности войск.
Ведь беспилотники - это не мода, а перспективное направление развития современных боевых систем.
ruWings © 2011-2022