Кризис заставляет зарубежные авиакомпании сворачивать свою активность в российском небе. Полностью отказались от рейсов в нашу страну гонгконгская Cathay Pacific, тайская Thai Airways, французская Aigle Azur и австрийская бюджетная авиакомпания Niki. С 1 декабря прекращает полеты в Москву одна из крупнейших американских авиакомпаний Delta Air Lines.
Многие игроки не отказываются от маршрутов вообще, но сокращают количество рейсов или меняют самолеты на менее вместительные. Недавно немецкая Lufthansa объявила о минимизации своей деятельности в России. С начала сентября авиаперевозчик закроет больше половины своих маршрутов: в том числе в Самару, Нижний Новгород, Екатеринбург, Краснодар, Ростов, Казань, Пермь. Если раньше компания летала в 10 российских городов, то теперь ее самолеты будет принимать только Москва и Санкт-Петербург.
Немецкий лоукостер Germanwings, "дочка" компании Lufthansa, также до конца сентября закроет два из трех российских маршрутов: из Петербурга в Дюссельдорф и из Москвы в Кельн. Из Москвы в Дюссельдорф Germanwings перестала летать еще раньше. Теперь компания ограничится одним рейсом в день из Москвы в Берлин. Число рейсов в Россию также сократили британский лоукостер Easyjet, чешская Czech Airlines, финская Finnair, израильская El Al.
Одновременно авиакомпании консолидируют свои рейсы внутри московского узла. Так, Lufthansa, помимо прекращения перевозок в ряд российских городов, в сентябре совершит последние рейсы в аэропорт Внуково, после чего будет присутствовать только в Домодедово и Пулково. "Времена, когда авиакомпании могли позволить себе летать в несколько аэропортов для удобства пассажиров прошли и вряд ли вернутся в ближайшее время", - уверен Филипп Бринкманн, генеральный директор онлайн-агентства путешествий Tripsta.
Скорость падения
Основная и главная причина ухода иностранцев — слабеющая российская экономика и как результат - падение платежеспособности граждан. Путешествия и турпоездки - та статья расходов, от которой россияне отказываются в кризис в первую очередь. Сыграли свою роль и другие факторы: снижение деловой активности и, соответственно, бизнес-поездок за рубеж, а также геополитическая напряженность и негласный запрет на выезд представителям силовых ведомств.
Падение спроса на зарубежные перелеты наблюдается с середины прошло года и усугубилось с резкой девальвацией рубля. По данным Росавиации, за первые пять месяцев текущего года российские авиакомпании перевезли по за рубеж на 18 процентов меньше пассажиров, чем в 2014-м, - 10,9 миллиона человек (данные за полугодие не публиковались).
"Просели" практически все зарубежные направления, стабилен спрос лишь в Турцию, Черногорию и Болгарию. По данным сервиса по поиску билетов Skyscanner, за год продажи в Тиват выросли на 17 процентов, в Бургас - на 16, а в Анталью - на 36 процентов. В то время как в самом популярном зарубежном направлении - в Барселону - продажи билетов упали на 30 процентов. Пассажиропоток в Рим снизился на 31 процент, в Париж - на 23 процента, Бангкок — на 17.
Пик спада продаж пришелся на весну этого года, но летом с укреплением отечественной валюты спрос вновь подрос, говорят эксперты. Тем не менее доля внешних авиаперевозок в общем объеме сократилась с 68 до 46 процентов по сравнению с летом прошлого года, сообщил "Ленте.ру" Александр Сизинцев, генеральный директор онлайн-трэвел агентства Biletix.ru.
К тому же, добавляет руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев, предварительные продажи практически прекратились, что заставило в начале года ряд авиакомпаний уйти даже с тех направлений, которые по весне немного ожили.
Не стоит сомневаться в том, что наметившееся в последнее время резкое удорожание валюты повлечет новый виток спада продаж авиабилетов в дальнее зарубежье. "Цена будет повышаться неуклонно из-за ослабления курса рубля, — уверен Роман Захаров, главный редактор журнала "Линия полета". - Не помогает даже то, что с падением цены нефти авиационный керосин обходится дешевле: ценообразование в отрасли завязано на валюту".
Негативный тренд уже проявился. "Сейчас после высокого сезона пошла вторая волна отказов от региональных направлений, что заставляет авиакомпании повторно закрывать невостребованные маршруты", — говорит Филипп Бринкманн. Компании-иностранцы предпочитают минимизировать возможные финансовые риски, с которыми они могут столкнуться осенью и зимой.
В нынешней ситуации билеты достаточно дороги, чтобы обеспечить рентабельность перевозок на международных линиях. Как пояснил региональный директор Lufthansa по России и странам СНГ Аксель Хилгерс, решение о полетной "оптимизации" было трудным для компании, но необходимо обеспечить прибыльность маршрутов. На рейсах в Россию добиваться этого все труднее.
Ситуацию усугубляет конкуренция со стороны российских игроков, которые могут себе позволить гибкость в тарифах за счет роста внутренних перевозок. Президент Thai Airways Чарампорн Йотикастира, комментируя закрытие офиса компании в Москве, признался: хотя Россия находится на третьем месте по объему туристического потока в Таиланд, авиакомпания не в силах конкурировать с чартерными рейсами.
Впрочем, теперь отечественные игроки авиарынка могут сыграть на уходе зарубежных коллег и стать бенефициарами этого процесса. "Полагаю, что сокращение конкуренции повысит заполняемость кресел на рейсах авиакомпаний, остающихся на рынке", - считает Олег Пантелеев. Например, прямые рейсы в США из Москвы, помимо Delta Air Lines, выполняют "Аэрофлот" и "Трансаэро", и они безусловно, выиграют от ухода конкурента. Неудивительно, что крупнейший российский авиаперевозчик поспешил заверить всех, что не намерен сокращать количество рейсов в Америку. А после сворачивания рейсов в ряд городов Czech Airlines ее место заняли "Уральские авиалинии.
В конец концов, снижение конкуренции может подстегнуть отечественных перевозчиков повысить цену на перевозки. Ведь иностранцы нередко демпинговали или устанавливали тарифы, стимулирующие развития трансферных перевозок, что позволяло пассажирам делать предпочтение в их пользу. Теперь отечественным перевозчикам никто не будет мешать задирать цены.
Они еще вернутся
Говоря о сворачивании полетов в ряд городов, в Lufthansa подчеркнули, что будут держать эти направления в центре внимания и рассмотрят возможность возобновления рейсов, как только экономическая ситуация стабилизируется. О том же заявили в Thai Airways и в других компаниях, ранее пересмотревших свои планы на Россию.
Зарубежные перевозчики могут достаточно оперативно вернуться на российский рынок. Европейцы быстрее восстановят рейсы, чем азиатские и американские авиакомпании. "Просто из-за того, что формирование расписание для среднемагистральных и ближнемагистральных направлений гораздо проще, чем для дальнемагистральных (другая экономика процесса)", — уверен Захаров.
Причем первыми восстановятся рейсы в Москву, а уже потом в другие города страны. Провинции, включая Петербург, придется подождать, ведь и маржинальность немосковских рейсов практически всегда ниже, что связано с заполняемостью бортов (за исключением рейсов на Дальний Восток для азиатских перевозчиков).
Вместе с тем для западных игроков российский рынок не всегда был в приоритете. "Мобильность населения крайне низкая, и крупные иностранные авиакомпании всегда имели это в виду. С другой стороны, именно наши пассажиры одними из последних в Европе были готовы платить в массовом порядке за полноценный бизнес-класс", — считает Роман Захаров. Удивительно, но хотя пассажиров бизнес-класса в Европе немало, многие из них уже давно смирились с отсутствием нормального обслуживания по премиальным стандартам на внутриевропейских направлениях, включая рейсы в Россию. А вот россияне не смирились, добавляет эксперт.
ruWings © 2011-2022