Ситуация с отзывом уже оплаченных билетов агентства Eviterra, вывела на новый уровень спор традиционных туристических агентств и представителей онлайн-сегмента рынка. Среди прочих мер, эксперты обсуждают необходимость государственного регулирования отрасли. Основатель крупнейшего поисковика Aviasales.ru Константин Калинов считает, что ключевым в этой дискуссии является продукт, а не его "интернет-прописка".
- Авиакомпании, на сообщения пассажиров об аннуляции билетов Eviterra, отвечали почти под копирку: "Покупайте билеты у нас, чтобы избежать подобных проблем". Можно ли считать это решением?
- Чтобы ответить на вопрос, стоит вспомнить о ситуации с Red Wings, сертификат которой был отозван в феврале. Тогда без билетов осталось около 15 тысяч человек. Банкротство национального перевозчика Украины тоже не прошло без следа. А ведь бронирования совершались и на сайтах, и в собственных кассах перевозчиков.
Но, несмотря ни на что, путешественники доверяют авиакомпаниям. И сейчас на Aviasales вы можете найти и забронировать билет на сайтах около 60 перевозчиков, среди которых Emirates, Air France / KLM, Czech Airlines, Iberia, Air Berlin, airBaltic, easyJet и многие другие.
- А как же российские авиакомпании?
- К сожалению, не все игроки технически готовы к сотрудничеству с поисковиками. Существующие интерфейсы на стороне авиакомпаний зачастую беспощадны. А ведь покупка билета не должна превращаться для пользователя в квест - это дело двух минут. И мы работаем с этим. Специалисты Aviasales всегда открыты и могут поделиться экспертизой. Сделать сложное простым - наша общая задача.
- В таком случае, какова же роль агентств, если отладить продажу на сайтах самих авиакомпаний?
- А вы найдите авиакомпанию, которая вам продаст билет из Саратова в Краби. Не помогут никакие код-шеры! Сложный туристический продукт - это агентская задача. Еще раз - не вал клиентов, которые пришли за низкими ценами (а у агентства есть возможность продавать дешевле), а те, кому нужен сервис.
Еще недавно, на первый, самый дешевый билет в нашей выдаче приходилось 80% кликов, сейчас этот показатель значительно ниже. Путешественник больше не хочет 12-часовых стыковок, вылетов из неудобного аэропорта, да еще и в "не то" время. И это отличная возможность для агентства показать, на что оно способно.
- Но ведь за всем этим можно обратиться и в оффлайновое агентство! К тому же у них есть страховой депозит, который гарантирует безопасность покупки.
- Во-первых, банковские гарантии распространяются только на туры. Вы ведь не будете покупать тур в Магнитогорск, чтобы поехать к бабушке! Потом, страховка покрывает только 30% оборота, а что делать остальным клиентам?
- И все же, произошедшая в январе аннуляция билетов - это довольно большой удар по репутации Интернета.
- Все почему-то забывают, что это единичный случай. Громкий - да, но ведь только за последние два года обанкротилось более 10 крупных оффлайновых туристических компаний.
Едва ли произошедшее с агентством Eviterra можно назвать катастрофой, как сейчас многие пишут. Я бы сравнил ситуацию с телевизором, который сломался через день после окончания срока гарантии. Такое случается на рыке телевизоров, и довольно часто случается, но телевизор есть в каждом доме.
Собственно, и рынок онлайн-продаж выдержит удар. Вопрос в новых гарантиях, которые он даст потребителю и в продукте, которому можно будет доверять.
ruWings © 2011-2022