Новое правительство Италии приняло решение вдвое сократить заказ на истребители F-35 - с 90 до 45 единиц. При этом сокращения будут растянуты на длительный период времени, чтобы ограничить любые возможные потери для итальянской аэрокосмической промышленности в части выполняемых работ по программе JSF, сообщила римская "Ла Република" от 22 апреля.
Изначально Италия планировала приобрести 131 истребитель JSF. Предыдущее правительство уже сократило этот объем на 41 самолет - до 90 единиц.
В декрете от 18 апреля премьер-министр Маттео Ренци заявил, что средства, сэкономленные на закупках F-35, будут способствовать снижению налогов на 10 млрд евро, и что программа будет, "опять изменена".
В текущем году единственное изменение в рамках программы будет состоять в ее сокращении на 153 млн евро, говорится в декрете. Согласно данным "Ла Република", Ренци не изменит решение о приобретении шести истребителей, запланированных на 2014 г. Вместе с тем в период до 2019 г. количество закупаемых самолетов будет уменьшено с 40 до 29 Это позволит сэкономить более 2 млрд дол евро, которые правительство считает слишком большой нагрузкой на бюджет.
К настоящему моменту Италия заказала только шесть F-35; следующий заказ Ренци планирует уменьшить с 8 до 5 истребителей. Хотя программа приобретения F-35 имеет сильную поддержку со стороны итальянских ВВС, проблема состоит в том, что планом обороны Италии не предусматриваются требования по малозаметным истребителям и это, согласно "Ла Република", будет четко прописано в новой "Белой книге по вопросам обороны", публикация которой, первоначально планировалась в конце года, но теперь перенесена на лето. Спустя 24 часа после публикации статьи в "Ла Република", эти данные не были опровергнуты итальянским правительством.
Однако такой осторожный подход растянутых по времени сокращений является убедительным не для всех итальянских политиков. В частности, представители партий "Движение пять звезд" (Movimento Cinque Stelle) и "Левые, экология, свобода" (Sinistra, Ecologia, Liberta) отмечают, что планируемый на 2014 г. объем сокращений в размере 153 млн евро определяет стоимость всего-навсего "одного самолета и половины крыла". Скептики считают, что часть плана просочилась в "Ла Република" с целью сформировать оппонентов, в то время как правительство ищет пути приобретения всех 90 истребителей F-35, возможно, посредством растягивания заказов на новые десятилетия.
Ренци и министр обороны Роберта Пинотти планируют официально оповестить США об изменениях планов закупок в течение года и будут стремиться избежать сокращений заказов на производство продукции на заводе окончательной сборки и контроля в г.Камери (обл. Пьемонт, Северная Италия).
Это предприятие, профинансированное итальянским правительством в объеме свыше 800 млн евро и управляемое в соответствии с контрактом компанией "Алениа Аэрмакки" (Alenia Aermacchi) - подразделением "Финмекканика" (Finmeccanica) - уже оценивается как весьма неудачное вложение средств. Первоначально оно было рассчитано на сборку 131 итальянского и 85 голландских F-35, производство крыльев для всех F-35 и последующего техобслуживания JSF итальянских, голландских, норвежских, турецких и израильских военно-воздушных сил, и возможно также других европейских операторов. Однако итальянский и голландский заказы в целом сократились с 216 до 82 самолетов (37 - для Амстердама и 45 - для Рима), что существенно подорвало эту бизнес-модель.
Кроме того, Норвегия расторгла соглашение с Италией и Нидерландами о подготовке техперсонала и выполнении техобслуживания своих F-35, делая ставку на кооперацию с Великобританией, что еще более сократило количество самолетов, которые могут быть задействованы на заводе в Камери.
В этой связи правительства Ренци опасается, что "Локхид Мартин" (Lockheed Martin) урежет контракт на производство крыльев и других комплектующих на этом предприятии пропорционально сокращению итальянского заказа на F-35. Оно планирует обратиться за помощью к американскому правительству для урегулирования этого вопроса, аргументируя тем, что США не подвергались никаким штрафным санкциям, когда решили расторгнуть контракт на поставку президентского вертолетае заключенный с "Агуста/ Уэстленд" (AgustaWestland), также подразделение "Финмекканики".
ruWings © 2011-2022