Не только политическим, но и транспортным посредником в конфликте России и Украины становится Беларусь. И при этом получает ощутимую экономическую выгоду. После взаимного запрета авиасообщения между Россией и Украиной самолетам приходится делать большой крюк: к примеру, из Москвы в Киев пассажиры сейчас летают через Молдову. Но многие авиакомпании нашли выход и наладили авиасообщение через белорусский Гомель. Самолет из Москвы делает посадку в Гомеле, а потом дальше летит в Украину, и формально прибывает уже не из России, а из Беларуси. Пока Гомель принимает только чартерные рейсы, но есть планы и по открытию регулярного авиасообщения.
- Зарубежные авиакомпании тоже не могут лететь напрямую из Москвы в Киев. Но серьезные связи между Россией и Украиной не прервались в одночасье. Самолеты бизнес-класса летают друг к друг постоянно. Из Гомеля до столицы Украины - меньше 300 километров, до Москвы - 650 километров. Летать к нам стали с конца октября. Сначала было немного рейсов, но вскоре авиакомпании поняли, что у нас надежный аэропорт, быстрое обслуживание - и заявки начали поступать постоянно. Садятся к нам транзитом, проходят все пограничные и таможенные процедуры и летят дальше, - объясняет заместитель начальника гомельского филиала "Белаэронавигации" Анатолий Кирсанов.
Мы ожидали встретить оживление в аэропорту, но внутри было пустынно. Табло прилетов и вылетов выключено. Дело в том, что речь пока идет не о туристических чартерах, а о перелетах крупных бизнесменов и политиков. Как правило, на борту самолетов, следующих транзитом через Гомель, - всего от 3 до 10 пассажиров. А ведь заказать чартерный рейс - недешевое удовольствие. Летают через Гомель не только из Киева, но и из Одессы, Днепропетровска, Харькова и не только в Москву, но и в Питер, Екатеринбург. Кстати, недавно так летел бывший президент Украины Леонид Кучма.
В пятницу, к примеру, Гомель принимал рейсы сербской авиакомпании из Киева в Москву и из Москвы в Одессу, австрийской, мальтийской и сан-маринской авиакомпаний - из Москвы в Киев.
- Заявки поступают оперативно и часто добавляются в течение дня. Обслуживать самолеты нам экономически выгодно, растет экспорт услуг. Например, каждая взлет-посадка приносит около 600 долларов, а некоторые и заправляются, отдавая за тонну керосина почти тысячу долларов. Пассажиры чартеров теряют в Гомеле совсем немного времени на пограничные и таможенные процедуры, не задерживаясь в аэропорту больше 30 минут. Быстро проходят контроль и летят дальше, ведь пассажиров в салоне мало. При этом выходить из самолета не обязательно, только по желанию. Чаще пограничники и таможенники сами заходят в салон.
"Дамы с собачками" такими чартерами не летают, а только деловые люди с портфелями. Поскольку багажа практически нет, таможня тоже проходит быстро. Нередко в течение суток самолет летит через Гомель в обратном направлении. При этом номер рейса после посадки и взлета в Гомеле не меняется.
Сейчас идут переговоры, и российская авиакомпания "Победа" готовится совершать регулярные ежедневные рейсы из Москвы в Гомель на "Боингах 737-800" вместимостью 189 кресел. Когда лоукостер определится с тарифами и расписанием, гомельский аэропорт будет готов предложить свои услуги украинским авиакомпаниям, чтобы стыковать рейсы.
Руководство гомельского филиала "Белаэронавигации" считает, что аэропорт сможет принимать пассажиропотоки международных рейсов:
- Когда аэропорт "Гомель" передали "Белаэронавигации", его состояние было очень удручающее. Но каждый год мы вели работы по реконструкции и модернизации. Скоро преобразится пассажирский павильон времен СССР, международные полеты здесь не выполнялись. Мы пока приспособили павильон, но все равно он не очень соответствует современным стандартам. К примеру, пассажиры не отдают свои чемоданы при регистрации, а катят дальше до линии досмотра. А гостиницу, переданную в коммунальную собственность, продали инвестору, который, надеемся, при более интенсивных полетах займется зданием.
Кстати, может сыграть на руку гомельскому аэропорту и конфликт России с Турцией. Если до начала туристического сезона Россия не возобновит авиасообщение в популярную для отдыха страну, свои услугу сможет предложить Гомель. Но программы рейсов на 2016 год пока нет.
Комментарий охраны
Сможет ли гомельский аэропорт обеспечить безопасность пассажирам международных рейсов, особенно учитывая последние теракты?
- Мы располагаем современным досмотровым оборудованием, привлекаем при необходимости кинологов. Люди у нас обученные, у всех есть сертификаты. Так что за безопасность пассажирам не надо переживать. Инцидентов никогда не было. Пассажиры понимают, что такое безопасность, поэтому снимают обувь по нашему требованию, включают ноутбуки. Словом, относятся с пониманием, - ответил начальник подразделения авиационной безопасности Владимир Мукосей.
ruWings © 2011-2022