Турция вышла за рамки принятого поведения в ситуациях, когда воздушные границы страны нарушаются. Даже если Анкара права и российский Су-24 действительно нарушил ее воздушное пространство, самолет находился над турецкой территорией всего 17 секунд, прежде чем был атакован, и не выказывал никаких агрессивных намерений, пишет эксперт по вопросам глобальной политики, профессор Нью-Йоркского университета Марк Галеотти.
"Нарушения воздушных границ - пусть в менее напряженной политической обстановке - происходят постоянно. Обычно первое, чего следует ожидать, - предупредительных выстрелов, а затем - попыток принудить самолет покинуть воздушное пространство чужой страны или приземлиться", - пишет политолог.
То, что турки сбили российский самолет через 17 секунд, причем по личному приказу президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана, свидетельствует о том, что Турция ждала, когда российский самолет подлетит достаточно близко к ее границе, и стремилась таким образом послать России "взрывоопасное сообщение". В этом смысле объяснимо, почему министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал турецкую атаку провокацией и "засадой", указывает Марк Галеотти.
В 2012 году Сирия сбила турецкий самолет, который нарушил ее воздушные границы, и ответ Реджепа Тайипа Эрдогана был полон ярости. Он заявил, что "кратковременное нарушение границы не может быть поводом для нападения". Бывший в то время генеральным секретарем НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил, что произошедшее - "еще один пример неуважения сирийскими властями международных норм". В нынешней ситуации подобной критики по отношению к Анкаре нет, отмечает политолог.
Пока министры иностранных дел России и Турции пытаются вернуть ситуацию в дипломатическое русло. Существуют прочные механизмы, которые, вероятнее всего, удержат ситуацию под контролем. НАТО осознает, что Турция - союзник, но не принимает участие в конфликте, чтобы не усилить напряженность. Россия знает, что хотя у нее есть определенный моральный авторитет, если дело дойдет до военного давления, то блок НАТО должен будет поддержать своего "союзника-бунтовщика", полагает эксперт.
По мнению политолога, между Россией и Турцией есть сходства в поведении на международной арене. Как считает Марк Галеотти, РФ могла преследовать свои цели, начиная операцию в Сирии, а Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган могут быть сходны в жесткости поведения. Однако Турция также защищает свои национальные интересы в Сирии безжалостно. Анкара часто виновна в том, что вместо атаки позиций террористов из "Исламского государства" (ИГ) она атакует позиции курдов, которые являются крайне эффективной силой в борьбе против джихадистов, поставляет контрабандой оружие под видом гуманитарных конвоев, пишет Марк Галеотти.
Как считает политолог, Россия и Турция, скорее всего, не будут вступать в открытое противостояние, однако могут перенести напряженность в отношениях на действия в Сирии и начать "опосредованную войну". Однако нынешний конфликт развязала именно Турция, и несмотря на то, что пока ситуацию удается держать под контролем, она не разрешится до конца в ближайшем будущем. В следующие месяцы следует ожидать "жестких действий".
ruWings © 2011-2022