Группа "Аэрофлот" (далее "Группа", тикер на Московской Бирже: AFLT) сегодня опубликовала аудированную финансовую отчетность за год, закончившийся 31 декабря 2015 г., подготовленную в соответствии с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности.
Ключевые финансовые результаты Группы "Аэрофлот" за 2015 год:
"По итогам 2015 года Группа "Аэрофлот" продемонстрировала существенный рост выручки (на 29,8%), что стало возможным благодаря проактивному подходу к управлению сетью и доходами, а также высоким операционным результатам в сегменте внутренних перевозок, в т.ч. в связи с растущим спросом на поездки по России и соответствующим увеличением провозных мощностей Группой "Аэрофлот". За год пассажиропоток Группы "Аэрофлот" вырос на 13,4%, несмотря на общий спад российского рынка авиаперевозок.
Сложная макроэкономическая ситуация оказывала значительное влияние на финансовые результаты Группы на протяжении всего года. В ответ на ухудшение внешних условий мы реализовали ряд мер по оптимизации парка воздушных судов и сокращению издержек, что позволило Группе сдержать рост операционных расходов даже в условиях существенного ослабления курса национальной валюты. В результате, Группа показала рост операционной прибыли до 44,1 млрд рублей. Показатели рентабельности EBITDA и EBITDAR увеличились на 6,3 п.п. и 9,6 п.п. до 14,1% и 24,8% соответственно.
Во второй половине 2015 года Группа "Аэрофлот" сыграла ключевую роль в стабилизации российского рынка авиаперевозок, успешно реализовав поручение Правительства РФ по обеспечению перевозок пассажиров авиакомпании "Трансаэро". Общие издержки, включенные в расходы, составили почти 17 млрд рублей, что оказало дополнительное негативное влияние на финансовый результат.
Минувший год в части как операционных, так и финансовых результатов продемонстрировал верность стратегии Группы "Аэрофлот", направленной на создание одного из ведущих глобальных авиахолдингов. Мы уверены, что последовательная реализация данной стратегии и с успехом подтвержденная репутация Аэрофлота как надежного партнера и эффективного системообразующего игрока на российском рынке будут способствовать дальнейшему росту нашего пассажиропотока, маршрутной сети и бизнеса в целом".
Основные производственные показатели
Показатель | 2015 г. | 2014 г. | Изменение |
---|---|---|---|
Пассажиропоток, тыс. чел. | 39 393 | 34 735 | 13,4% |
- международные перевозки | 16 029 | 17 096 | (6,2%) |
- внутренние перевозки | 23 365 | 17 640 | 32,5% |
Пассажирооборот, млн пкм | 97 636 | 90 075 | 8,4% |
- международные перевозки | 52 953 | 55 107 | (3,9%) |
- внутренние перевозки | 44 683 | 34 968 | 27,8% |
Предельный пассажирооборот, млн ккм | 124 741 | 115 834 | 7,7% |
- международные перевозки | 68 490 | 72 219 | (5,2%) |
- внутренние перевозки | 56 252 | 43 615 | 29,0% |
Занятость кресел, % | 78,3% | 77,8% | 0,5 п.п. |
- международные перевозки | 77,3% | 76,3% | 1,0 п.п. |
- внутренние перевозки | 79,4% | 80,2% | (0,8 п.п.) |
За 2015 год Группа "Аэрофлот" перевезла 39,4 млн пассажиров, что на 13,4% превышает результат аналогичного периода прошлого года.
Основные финансовые показатели
Млн руб., если не указано иное | 2015 г. | 2014 г. | Изменение |
---|---|---|---|
Выручка | 415 173 | 319 771 | 29,8% |
EBITDAR2 | 103 118 | 48 673 | 111,9% |
Рентабельность EBITDAR | 24,8% | 15,2% | 9,6 п.п. |
EBITDA1 | 58 703 | 24 839 | 136,3% |
Рентабельность EBITDA | 14,1% | 7,8% | 6,3 п.п. |
Операционная прибыль | 44 107 | 11 268 | - |
Рентабельность операционной прибыли | 10,6% | 3,5% | 7,1 п.п. |
Убыток за период | (6 494) | (17 146) | (62,1%) |
Выручка
Млн руб., если не указано иное | 2015 г. | 2014 г. | Изменение |
---|---|---|---|
Выручка от пассажирских перевозок | 349 574 | 268 636 | 30,1% |
в т.ч. регулярные перевозки | 343 428 | 253 613 | 35,4% |
чартерные перевозки | 6 146 | 15 023 | (59,1%) |
Выручка от грузовых перевозок | 9 631 | 8 718 | 10,5% |
Прочая выручка | 55 968 | 42 417 | 31,9% |
Выручка итого | 415 173 | 319 771 | 29,8% |
Выручка Группы "Аэрофлот" за 2015 год увеличилась на 29,8% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и составила 415 173 млн руб., что объясняется ростом выручки от регулярных пассажирских перевозок и прочей выручки.
На фоне роста пассажиропотока Группы в 2015 году на 13,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выручка от регулярных пассажирских перевозок увеличилась на 35,4% и составила 343 428 млн руб. Выручка от чартерных перевозок снизилась на 59,1% до 6 146 млн руб., что связано со стратегией Группы по сокращению присутствия в данном рыночном сегменте и с общей рыночной динамикой туристических перевозок.
Выручка от грузовых перевозок за 2015 год увеличилась на 10,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года несмотря на снижение объемов перевозок грузов и почты на 6,0%, что объясняется ростом доходных ставок в данном сегменте.
Прочая выручка увеличилась на 31,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 55 968 млн руб., что в основном обусловлено ростом номинированных в иностранной валюте доходов по соглашениям с авиакомпаниями вследствие изменения валютного курса.
Операционные расходы
Млн руб., если не указано иное | 2015 г. | 2014 г. | Изменение |
---|---|---|---|
Обслуживание воздушных судов и пассажиров | 75 186 | 61 070 | 23,1% |
Расходы на оплату труда | 55 619 | 52 148 | 6,7% |
Расходы по операционной аренде | 44 415 | 23 834 | 86,4% |
Техническое обслуживание воздушных судов | 32 042 | 19 224 | 66,7% |
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы | 26 084 | 22 206 | 17,5% |
Амортизация и таможенные пошлины | 14 596 | 13 571 | 7,6% |
Прочие расходы/доходы, нетто | 28 742 | 29 251 | (1,7%) |
Операционные расходы, за исключением авиационного топлива | 276 684 | 221 304 | 25,0% |
Расходы на авиационное топливо | 94 382 | 87 199 | 8,2% |
Операционные расходы итого | 371 066 | 308 503 | 20,3% |
Расходы на авиационное топливо за 2015 год увеличились на 8,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 94 382 млн руб., что связано с ослаблением курса рубля, а также увеличением объемов перевозок. Без учета эффекта валютного курса расходы на авиационное топливо снизились на 18,8% за счет снижения цен на нефть и реализации Группой мер по повышению топливной эффективности.
Операционные расходы, за исключением расходов на авиационное топливо, увеличились на 25,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 276 684 млн руб.
Расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров составили 75 186 млн руб., увеличившись на 23,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что в основном связано с изменением курса рубля к мировым валютам. Без учета эффекта валютного курса данные расходы увеличились на 8,4%, в основном за счет расширения масштабов деятельности и роста пассажиропотока, а также изменения тарифов на услуги.
Расходы на оплату труда увеличились на 6,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 55 619 млн руб. в основном в результате увеличения численности персонала на фоне роста объемов деятельности, а также в результате роста рублевого эквивалента зарплат сотрудников международных представительств Аэрофлота и дополнительных мотивационных выплат бортовым экипажам.
Расходы по операционной аренде воздушных судов составили 44 415 млн руб., увеличившись на 86,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в основном за счет изменения курса рубля к мировым валютам (данный вид расходов практически полностью номинирован в долларах США). Дополнительное влияние оказало расширение парка воздушных судов (чистое увеличение числа воздушных судов в операционной аренде составило 9 самолетов или 5,0% по сравнению с 31 декабря 2014 года), а также рост ставки LIBOR в течение отчетного периода.
Расходы на техническое обслуживание воздушных судов увеличились на 66,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 32 042 млн руб. в основном в связи с изменением курса рубля к мировым валютам. Без учета эффекта валютного курса расходы по данной статье увеличились на 8,2%, что связано прежде всего с ростом объема работ.
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы увеличились на 17,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 26 084 млн руб. Увеличение расходов по данной статье связано прежде всего с фактором объема, а также с ростом коммерческих и маркетинговых расходов, привязанных к твердым валютам.
Расходы на амортизацию и таможенные пошлины увеличились на 7,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 14 596 млн руб., что связано с поступлением в состав парка воздушных судов Группы новых лайнеров Boeing 777-300ER по договорам финансового лизинга в течение 2014 года и полной реализацией эффекта амортизации в 2015 году.
Прочие расходы/доходы (нетто) снизились на 1,7% до 28 742 млн руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в связи с начислением резервов под дебиторскую задолженность "Трансаэро" за перевозку пассажиров, а также ростом расходов на глобальные дистрибутивные системы вследствие увеличения рублевого эквивалента валютных затрат. Рост данных расходов был компенсирован отражением дохода в отношении корректировки НДС по договорам код-шеринга и получением дохода от возмещения акциза за авиатопливо.
В результате влияния вышеуказанных факторов операционная прибыль Группы за 2015 год составила 44 107 млн руб. (10,6% от выручки). Показатель EBITDA составил 58 703 млн руб. при увеличении рентабельности на 6,3 п.п. до 14,1%.
Неоперационные прибыли и убытки
Млн руб., если не указано иное | 2015 г. | 2014 г. | Изменение |
---|---|---|---|
Операционная прибыль | 44 107 | 11 268 | - |
Финансовые доходы | 15 811 | 2 471 | - |
Финансовые расходы | (37 715) | (28 399) | 32,8% |
Результат хеджирования | (23 746) | (1 723) | - |
Доля в финансовых результатах ассоциированных предприятий | (17) | 31 | - |
Убыток до налогообложения | (1 560) | (16 352) | (90,5%) |
Расход по налогу на прибыль | (4 934) | (794) | - |
Убыток за период | (6 494) | (17 146) | (62,1%) |
Финансовые доходы за 2015 год увеличились более чем в шесть раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 15 811 млн руб., что объясняется положительным эффектом от переоценки производных финансовых инструментов, не учитываемых по правилам хеджирования, а также процентами по депозитам.
Увеличение финансовых расходов до 37 715 млн руб. за 2015 год в основном связано с обесценением займа, выданного "Трансаэро", а также увеличением процентных расходов и реализованным убытком по производным финансовым инструментам, не учитываемых по правилам хеджирования.
Убыток от реализации результата хеджирования составил 23 746 млн руб. и обусловлен исполнением обязательств по производным финансовым инструментам, отраженным в капитале, а также реализованным результатом хеджирования выручки в долларах США лизинговыми обязательствами в той же валюте.
В результате влияния вышеуказанных факторов чистый убыток Группы по итогам 2015 года составил 6 494 млн руб.
Долговая нагрузка
Млн руб., если не указано иное | 31.12.2015 | 31.12.2014 | Изменение |
---|---|---|---|
Кредиты и займы | 68 460 | 24 203 | 182,9% |
Финансовая аренда | 164 524 | 149 278 | 10,2% |
Пенсионные обязательства | 745 | 659 | 13,1% |
Таможенные пошлины | - | 169 | - |
Общий долг | 233 729 | 174 309 | 34,1% |
Денежные средства и краткосрочные финансовые инвестиции | 36 610 | 27 508 | 33,1% |
Чистый долг | 197 119 | 146 801 | 34,3% |
Чистый долг/EBITDA | 3,4х | 5,9х | - |
Общий долг по состоянию на 31 декабря 2015 года увеличился на 34,1% по сравнению с показателем на 31 декабря 2014 года и составил 233 729 млн руб. в основном за счет увеличения кредитов и займов, а также переоценки обязательств по финансовому лизингу.
По состоянию на 31 декабря 2015 года объем невыбранных лимитов по кредитным линиям, доступным Группе "Аэрофлот" в крупнейших российских и международных банках, составлял 36,8 млрд руб.
ruWings © 2011-2022