Рост цен на нефтепродукты на розничном рынке обеспокоил правительство. Первой отреагировала Росавиация, заявившая, что цены на авиакеросин выросли на 6-7%, что может привести к росту цен на авиабилеты. Но на рынке говорят, что эти оценки касаются только разовых продаж топлива, где цены растут из-за рыночной конъюнктуры. Сами авиаперевозчики обычно покупают топливо по долгосрочным контрактам, а цены по ним в последнее время даже снижались. В других ведомствах также не видят больших проблем.
Росавиация вчера сообщила, что в июне--августе в 30 аэропортах Поволжья, Сибири и южных регионов зафиксирован значительный рост стоимости авиакеросина. Его цена за тонну в среднем выросла на 6-7% (от 1 тыс. до 4 тыс. руб.). "Необоснованные действия предприятий по топливообеспечению ведут к подрыву экономической деятельности авиаперевозчиков, в первую очередь уже находящихся под введенными санкциями со стороны западных государств (пока под санкции попал лишь "Добролет".- "Ъ")",- заявляют в Росавиации. В ведомстве полагают, что ситуация может отразиться на стоимости билетов, а также снизит темпы роста перевозок на региональных маршрутах.
Как говорят в Росавиации, ведущие авиакомпании уже обратились с просьбой принять экстренные меры господдержки отрасли. Официально эту позицию из крупных компаний пока поддержала "Трансаэро", заявившая, что "необоснованный рост цен на авиакеросин может оказать самое негативное влияние на деятельность перевозчиков". В среднем долю топлива в затратах авиакомпаний можно оценить в 35-40%, говорят собеседники "Ъ" на рынке. В "Аэрофлоте" и "Сибири" (работает под брендом S7) "Ъ" заявили, что господдержки не просили. Но в "Сибири" отмечают рост цен на авиакеросин на 3% "в нетипичный период".
Источник "Ъ" в "Аэрофлоте" говорит, что у компании есть две системы закупок керосина. В 33 из 53 аэропортов компания получает топливо по годовым контрактам, привязанным к мировым рынкам нефтепродуктов и курсу доллара, и здесь в апреле--августе прошло снижение цен на 3-4%. В аэропортах с ценообразованием по тарифам центра регистрации тарифов при Торгово-клиринговой палате (20 пунктов, доля в закупках компании - около 25%) за последние пять месяцев "фиксируются колебания в пределах 10%": снижение цен в мае--июне с последующим ростом в июле. Больше всего проблем в аэропортах с одним ТЗК, особенно в принадлежащих ЛУКОЙЛу (в Самаре, Сургуте, Сыктывкаре и Тюмени), отмечает собеседник "Ъ".
В нефтекомпаниях претензии Росавиации отвергают. "Выводы Росавиации о необоснованном росте цен ошибочны, так как основаны на сравнении цен, устанавливаемых для разовых заправок компаний, которые не заключают долгосрочные контракты",- говорят в "Роснефти" (владеет ТЗК в 12 аэропортах). Долю спотовых заправок в компании оценили в 3-10% от общего объема. "Цены по долгосрочным контрактам привязаны к рыночным индикаторам и из-за высокой конкуренции имеют ежегодную тенденцию к снижению",- говорят в "Роснефти". В "Газпромнефть-Аэро" также заявили, что цены "формируются в соответствии с основными рыночными тенденциями и традиционно находятся в нижнем сегменте рынка, а основной объем продаж приходится на долгосрочные формульные контракты". В ЛУКОЙЛе от комментариев отказались.
Но, как уже писал "Ъ", рост коснулся цен и на другие нефтепродукты. Так, по данным Росстата, розничные цены на автобензин на прошлой неделе выросли на 0,2% (до этого две недели росли по 0,3%); на дизтопливо - на 0,1%. Это происходит из-за пиков оптовых цен в июле (см. "Ъ" от 19 августа).Такое положение уже вызвало беспокойство правительства: по данным "Ъ", цены обсуждались в среду на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича. Как говорят источники "Ъ", в Минэнерго ситуацию в целом считают стабильной. "Никаких особенно резких заявлений на совещании не было, ситуация рабочая",- говорит один из них. Однако в ФАС ее оценивают более критично из-за высоких цен в опте. Как заявил "Ъ" начальник управления контроля ТЭК ФАС Дмитрий Махонин, сейчас служба не видит серьезного роста цен при реализации авиакеросина нефтекомпаниями. "Что касается услуг по заправке самолетов и стоимости авиакеросина на ТЗК, то сейчас мы анализируем ситуацию",- добавил он.
Источники "Ъ" на рынке говорят, что ситуация с авиакеросином стабильна. По данным ИАЦ "Кортес", с начала года он подорожал только на 0,2% в оптовом сегменте. Биржевые цены на керосин по сравнению с концом августа 2013 года увеличились с 31 тыс. руб. за тонну до 32,5 тыс. руб. Максим Назаров из Reuters согласен, что колебания цен на авиакеросин не особо отличаются от рынка других нефтепродуктов, на рынке не видят резких и необоснованных изменений с учетом летнего пика авиаперевозок. Независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко считает, что нынешнее подорожание вряд ли заметно скажется на пассажирах: глубина продаж билетов сейчас составляет минимум три недели, "к тому же в сентябре с окончанием высокого сезона упадет спрос на керосин".
ruWings © 2011-2022