"Аэрофлот" впервые завершил первое полугодие с чистым убытком по МСФО - 1,9 млрд руб., а операционные расходы группы превысили ее выручку. Компания связывает эти результаты с замедлением роста российской экономики. Эксперты полагают, что, кроме падения платежеспособного спроса населения и спада турпотоков за рубеж, на показателях "Аэрофлота" сказался и эффект "Добролета": появление лоукостера привело к тому, что цены на рынке стали снижаться.
Вчера группа "Аэрофлот" в отчетности по МСФО за первое полугодие впервые показала чистый убыток в 1,9 млрд руб. против 45 млн руб. прибыли за тот же период 2013 года (полугодовую отчетность по МСФО компания публикует с 2009 года). Это обусловлено замедлением роста российской экономики и "значительными разовыми факторами", сообщил замгендиректора по финансам и управлению сетью и доходами "Аэрофлота" Шамиль Курмашов. Группа нарастила выручку на 9,4%, до 140 млрд руб., за счет роста пассажиропотока и ослабления курса рубля, но операционные расходы поднялись сразу на 15%, до 141,7 млрд руб.
Рост расходов в компании объяснили расширением масштабов деятельности перед высоким сезоном. На 28% выросли расходы на операционную аренду, на 11% - расходы по обслуживанию самолетов, на 39% - затраты на обслуживание пассажиров. Расходы на топливо выросли на 8,9%, до 40,2 млрд руб. Расходы на оплату труда и амортизацию поднялись на 15,3%, до 68,7 млрд руб. EBITDA авиаперевозчика упала на 54%, до 5 млрд руб. Шамиль Курмашов сообщил, что компания вводит ряд инициатив по сокращению расходов, ожидаемый эффект - 2,2 млрд руб. Замгендиректора по стратегии и альянсам "Аэрофлота" Джорджо Каллегари добавил, что в долгосрочной перспективе группа сохранит свою стратегию, поскольку у российского рынка есть потенциал и "здоровый спрос на транспортные услуги". Среднегодовой темп роста рынка в 2014-2017 годах в компании ожидают на уровне 5% для внутренних направлений и 7% - для международных. Но компания будет применять консервативный подход к увеличению провозных емкостей и основной акцент сделает на внутреннем рынке. По прогнозу "Аэрофлота", выручка в 2014 году увеличится на 7-8% (то есть примерно до $9,8 млрд), загрузка кресел - до 79%.
Источник "Ъ" в авиаотрасли отмечает, что на результатах "Аэрофлота" сказались "эффект "Добролета" (входящий в группу лоукостер работал до августа) и снижение платежеспособного спроса в России на фоне девальвации рубля. С выходом лоукостера на рынок "Аэрофлот" и другие перевозчики начали снижать тарифы на внутренние перевозки, говорит он, а спад турпотоков за рубеж давил на международные тарифы. В феврале "Аэрофлот" объявил о единовременном 5-процентном снижении тарифов на полеты из Москвы в Европу. Выручка на пассажиро-километр по группе "Аэрофлот" снизилась в первом полугодии на 7,5% в долларовом эквиваленте, замечает собеседник "Ъ".
С тем, что падение спроса на международные рейсы и рост конкуренции, спровоцировавший снижение тарифов, сказались на показателях "Аэрофлота", согласен Михаил Ганелин из Газпромбанка. Он замечает, что на отчетность "Аэрофлота" повлияли и разовые расходы (в частности, создание резервов по обязательствам дочерних компаний). Несмотря на то что "Аэрофлоту" удалось заметно повысить свою операционную эффективность за счет обновления парка самолетов, продолжает господин Ганелин, перекрыть полученный убыток не удалось.
Ксения Арутюнова из RMG считает, что 2014 год будет сложным для игроков: транспорт наиболее чувствителен к макроэкономическим изменениям, когда население сокращает дополнительные затраты. Она отмечает незначительное снижение уровня занятости кресел "Аэрофлота": за семь месяцев 2014 года показатель упал на 0,2%. Но несмотря на оптимистический настрой компании весной, нынешняя ситуация говорит о том, что "Аэрофлот" вряд ли достигнет ранее объявленных целей, считает эксперт. Акции "Аэрофлота" на закрытии Московской биржи упали на 3,5%, до 46,7 руб. за бумагу (индекс биржи снизился на 1,7%).
ruWings © 2011-2022