Впервые за пять лет "Аэрофлот" зафиксировал убыток в полугодовой отчетности в размере 1,9 млрд руб. Так на его финансах отразились рост затрат на топливо, персонал и банкротство туристических фирм.
Об отрицательном финансовом результате перевозчик сообщил в отчетности по МСФО за первое полугодие. В первом полугодии 2013 года чистая прибыль авиаперевозчика составила 45 млн руб. С тех пор как группа стала публиковать промежуточную финансовую отчетность, она ни разу не фиксировала операционный убыток в первом полугодии.
Первый минус за пять лет
"Замедление роста российской экономики и значительные разовые факторы оказали негативное влияние на финансовый результат группы в первом полугодии 2014 года, однако у нас есть все возможности для продолжения прибыльного роста и успешной реализации стратегии группы в интересах акционеров и инвесторов "Аэрофлота", - приводятся в сообщении слова заместителя генерального директора по финансам и управлению сетью и доходами "Аэрофлота" Шамиля Курмашова.
"Аэрофлот" по году всегда показывал прибыль с 2004 года, следует из его июньской презентации для инвесторов. Перевозчик раскрывает данные о прибыли за год по МСФО с 2000 года, а о полугодовой прибыли - с 2009?го. Убыток не зафиксирован ни в одном из этих периодов, свидетельствуют данные сайта компании.
В отличие от чистой прибыли, которая в начале 2014 года снизилась, выручка "Аэрофлота" выросла на 9,4% и достигла 140,3 млрд руб. Рост выручки компания объяснила увеличением пассажиропотока и динамикой курса рубля по отношению к другим валютам.
Убытки от топлива, пилотов и туроператоров
Несмотря на рост выручки, операционные расходы "Аэрофлота" росли гораздо быстрее - на 15%, до 141,7 млрд руб. Это связано в первую очередь с ростом затрат на топливо, обучение и зарплату персонала, а также с ростом показателя "прочие операционные доходы и расходы, нетто", говорит аналитик ИК "Регион" Алла Юрова.
Расходы на авиационное топливо возросли на 8,9% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года и достигли 40,236 млрд руб. Это произошло из-за увеличения объема перевозок, расширения парка воздушных судов и добавления новых маршрутов, сообщает "Аэрофлот".
Расходы на оплату труда увеличились на 13,8%, до 24,3 млрд руб. А прочие расходы, где учитываются затраты на обучение и сертификацию пилотов, выросли на 45,9%, до 3,2 млрд руб. Это произошло в том числе за счет запуска "Добролета" - группа набирала и обучала пилотов, говорит Юрова.
Изменился и показатель "прочих операционных доходов и расходов, нетто". Если в прошлом году за первые шесть месяцев прочие доходы "Аэрофлота" составляли 10 млрд руб., то за первое полугодие этого года этот показатель снизился с 10 млн до минус 2,7 млрд руб. Это следствие увеличения резерва под дебиторскую задолженность компании, считает Юрова. Резерв вырос с конца 2013 года в 1,6 раза, до 4,1 млрд руб., следует из отчетности перевозчика.
Именно резерв под проблемную дебиторскую задолженность, связанную с турбизнесом, мог стать "разовым фактором" роста расходов, говорит аналитик инвесткомпании "Метрополь" Андрей Рожков. Это подтвердил и Шамиль Курмашов во время конференц-звонка с инвесторами и аналитиками.
Дело "Оренбургских авиалиний"
В воскресенье гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев говорил журналистам, что одна из "дочек" компании - "Оренбургские авиалинии" - искажала свою отчетность, скрывая величину дебиторской задолженности, которая образовалась из-за долгов туроператоров "Идеал-тур" и "Пегас Туристик". Это 1,8 млрд руб., сказал Курмашов. "Аэрофлот" написал заявление в следственные органы с просьбой проверить ситуацию в компании на предмет возможного мошенничества, говорил Савельев журналистам на прошлой неделе.
"Оренбургские авиалинии" по итогам первого полугодия 2014 года получили 3,1 млрд руб. убытка, следует из презентации Курмашова для инвесторов. Убыточна и авиакомпания "Россия" (минус 708 млн руб.), и "Владивосток Авиа" (минус 527 млн руб.). Всего "дочки" группы принесли убытки на 3,8 млрд руб. При этом сам "Аэрофлот" по итогам первого полугодия вышел в плюс - 1,8 млрд руб. чистой прибыли.
Вчера к 19.30 обыкновенные акции авиаперевозчика на Московской бирже подешевели на 3,45%, до 46,7 руб. за штуку на фоне общего снижения индекса ММВБ на 1,67%.
ruWings © 2011-2022