Крупнейшая катастрофа в истории российской и советской авиации произошла в субботу: лайнер Airbus А321 авиакомпании "Когалымавиа", летевший из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург, разбился на Синае. На борту находились 217 пассажиров и семь членов экипажа, все они погибли.
Исполнительный директор Межгосударственного авиационного комитета Виктор Сороченко в воскресенье сообщил, что самолет разрушился в воздухе, а фрагменты разбросаны на площади около 20 квадратных километров. МЧС России сообщало, что именно на этой площади ведут поиски обломков.
"Мы исключаем техническую неисправность воздушного судна, мы исключаем ошибку пилота", - сообщил на брифинге в понедельник замгендиректора авиакомпании по организации летной работы Александр Смирнов.
"Поэтому единственной объяснимой причиной разрушения самолета в воздухе может быть определенное воздействие - механическое, физическое воздействие на воздушное судно… Я не уполномочен делать какие-либо выводы, но сам по себе самолет разрушиться не мог", - добавил Смирнов.
Заявление компании о возможном механическом воздействии многими было воспринято как предположение о возможном теракте. Между тем, по словам главы Росавиации Александра Нерадько, заявления о том, что причиной крушения Airbus А321 в Египте могло стать внешнее воздействие, не основаны на реальных фактах. Он также призвал авиационное сообщество воздержаться от преждевременных заключений.
В свою очередь источники в следственной комиссии, которая расследует в Египте крушение лайнера, сообщили, что самолет не подвергался атаке или попаданию ракеты. А источник в Каире сообщил, что на исследованных частях разбившегося А321 следов взрывчатых веществ не обнаружено.
Исправный самолет
Самолет А321 при постановке в парк "Когалымавиа" прошел все необходимые проверки, сообщил в понедельник заместитель генерального директора авиакомпании по техническим и производственным вопросам Андрей Аверьянов.
"При приеме проводится большой комплекс работ, и в данном случае, когда "Когалымавиа" принимал воздушное судно, оно прошло переходное техническое обслуживание, где был выполнен дополнительный объем работ, кроме того, во время приемки авиакомпания выделяет несколько специалистов для проверки воздушного судна. Специалисты - как технический персонал, которые проверяют работоспособность систем, (так) и специалисты, которые проверяют документы, в том числе всю предыдущую историю эксплуатации - все "чеки", все ремонты", - сказал Аверьянов на пресс-конференции, добавив, что если есть какие-то замечания, то судно не будет принято авиакомпанией.
"Когалымавиа" подтвердила появившуюся ранее в СМИ информацию, что в 2001 году при посадке в Каире самолет, который тогда эксплуатировался другой авиакомпанией, получил повреждение хвостовой части, однако специалистами Airbus на заводе-изготовителе в ноябре того же года был проведен ремонт, не требующий каких-либо повторных осмотров и с гарантией использования воздушного судна до окончания его ресурса.
"И это никак не повлияло на характеристики судна, так как он (ремонт) был выполнен в соответствии со всеми требованиями и стандартами… Более того, раз в 24 месяца мы все осматриваем, если бы там были какие-либо проблемы, они были бы обнаружены, если были бы усталостные трещины, они были бы обнаружен", - сказал топ-менеджер компании.
По словам менеджмента компании, самолет проходил все плановые проверки. Так, 26 октября этого года в аэропорту "Домодедово" оба двигателя самолета прошли бароскопический тест, по итогам которого никаких проблем выявлено не было. Все эти документы переданы в Следственный комитет и в Росавиацию. В 2014 году также была проведена проверка самолета на так называемую "усталость металла".
"Касательно усталостных трещин должен отметить, что работа по оценке усталостных трещин проводится на воздушных судах с периодичностью раз в пять лет. Мы такие работы проводили со всей тщательностью на самолете, это был как раз 2014 год, в марте", - сказал Смирнов.
Представители компании отметили, что по меркам возраста флота, как мировых, так и российских авиакомпаний, самолет не был старым и налетал только половину своего ресурса.
Также у авиакомпании не было и нет претензий к качеству топлива, которым заправлялся потерпевший крушение самолет - все топливо и топливозаправочные станции сертифицированы.
Кроме того, анализируя информацию по пяти последним рейсам, выполненным на этом самолете, у экипажей не было ни одного замечания по техническому состоянию воздушного судна.
Человеческий фактор
Руководство авиакомпании в рамках пресс-конференции заявило, что человеческий и технический факторы, приведшие к крушению самолета, они исключают. При этом все же призвали дождаться официальных результатов расследования.
"Могло быть все что угодно", - сказал Смирнов, отвечая на вопрос, мог ли это быть теракт. Такой самолет, как А321, не мог разрушиться в воздухе из-за отказа каких-либо технических систем, единственной причиной разрушения может быть механическое воздействие, заявил Смирнов.
"В воздухе самолет разрушиться от каких-либо отказов (систем) не может. Если не брать какие-то фантастические версии, теоретически самолет можно разрушить выходом на большие перегрузки. Самолет Airbus 320 - это очень надежный самолет, в законы управления которого внесены так называемые "защиты", они не дадут выйти самолету на большие перегрузки даже при условии ошибки в технике пилотирования", - рассказал Смирнов.
По словам Аверьянова, при переходе к падению самолет A321, скорее всего, получил значительные конструктивные повреждения, которые не позволили продолжать полет. "И, видимо, в связи с этим в тот же момент начала развития катастрофической ситуации экипаж полностью потерял работоспособность, именно этим можно объяснить то, что не было ни одной попытки выйти на связь и доложить об аварийной ситуации на борту", - сказал он.
Ссылаясь на данные программы Flight Radar, он отметил, что "менее чем за минуту произошло торможение самолета более чем на 300 километров в час, одновременно потеря высоты 1,5 километра". Таким образом, самолет уже не летел, а падал. Однако, что стало причиной такого падения, пока не ясно.
Смирнов также отметил, что у авиакомпании нет оснований не доверять службам аэропорта Шарм-эш-Шейха в вопросе контроля за безопасностью багажа. Он также добавил, что разбившийся самолет не обслуживался египетскими техниками, для этих целей был задействован только российский персонал.
Вынужденная проверка
Два самолета "Когалымавиа" по требованию Ространснадзора уже прошли проверку, заявила на пресс-конференции представитель холдинга TH&C, в состав которого входит "Когалымавиа", Оксана Головина.
Росавиация и "Ространснадзор" ранее сообщили, что приступили к внеплановым инспекционным проверкам авиакомпании "Когалымавиа". Ространснадзор в воскресенье выдал предписание о недопуске к эксплуатации воздушных судов А321 авиакомпании "Когалымавиа". То есть, авиакомпания должна самостоятельно оценить все риски, провести оперативные профилактические мероприятия и принять решение об использовании воздушных судов указанного типа, обеспечив приемлемый уровень безопасности полетов. К вечеру 2 ноября авиакомпания должна представить Ространснадзору принятые меры.
В Ространснадзоре сообщали, что последняя плановая проверка авиакомпании была проведена в марте 2014 года, выявленные в ходе нее нарушения были своевременно устранены. Экс-гендиректор авиакомпании Сергей Мордвинцев, покинувший этот пост 23 октября 2015 года, сообщал, что по итогам последней проверки Росавиацией в августе этого года, авиакомпания была признана соответствующей всем сертификационным требованиям.
ruWings © 2011-2022