Пилоты и бортпроводники "Трансаэро" пошли работать в такси, курьерские службы и торговые центры. Пока их не сократили, они не могут официально перейти в другую авиакомпанию.
Работники "Трансаэро", которым перестали платить зарплату, массово идут в суд. Компания задолжала почти 700 млн 7 тысячм человек, из которых 629 - жители Петербурга. Банки уже начали взыскивать с них деньги за кредиты. Чтобы хоть как-то подзаработать, вчерашние пилоты пошли в торговые центры, курьерские службы и в такси.
Петростат опубликовал данные о просроченных зарплатах компаний Петербурга. На 1 января 2016 года размер задолженности работодателей составил 756 млн рублей. То есть за месяц она выросла в 4 раза (со 184,4 млн), а за год - в 73 раза (с 10,3 млн). Рост просрочки по зарплатам произошел за счет зарегистрированной в Петербурге авиакомпании "Трансаэро", на долю которой приходится долг 688,9 млн перед 5507 сотрудниками, говорится в материалах ведомства.
Как уточнили "Фонтанке" в городском комитете по труду и занятости, в составе работников "Трансаэро", оставшихся без зарплат, 629 жителей Петербурга. Ситуацией занимается транспортная прокуратура и трудовая инспекция. В феврале в Смольном пройдет совещание комиссии по легализации трудовых отношений под председательством вице-губернатора Михаила Мокрецова, на которой будут искать источники погашения этих долгов.
С учетом всех обязательных выплат при увольнении "Трансаэро" предстоит выплатить работникам в общей сложности около 3 млрд рублей без учета НДФЛ и обязательных платежей в государственные фонды, писал властям в начале декабря гендиректор авиакомпании Александр Бурдин. На 1 декабря компания также была должна Пенсионному фонду 1,8 млрд, Фонду социального страхования 28 млн, налоговой службе - 57 млн (налог на имущество) и 530 млн (НДФЛ).
Компания рассчитывала вернуть часть долгов государственных органов, в частности, НДС за третий квартал 2015 года - 1,7 млрд, акциз за топливо - 545 млн, возврат налога на прибыль 173 млн, платежи Минобороны за перевозку военных - 436 млн и субсидии Росавиации по перевозкам на Дальний Восток и Калининград - 689 млн. По данным "Фонтанки", ни один из этих платежей не был перечислен "Трансаэро".
На 26 января в авиакомпании "Трансаэро" числятся 7246 человек, и хотя перевозчик перестал летать в конце октября 2015 года, они не торопятся увольняться. Дело в том, что в случае вынужденного простоя по вине работодателя сотрудники должны получать 2/3 среднемесячной зарплаты. Средний заработок командира воздушного судна "Трансаэро" - 300-350 тыс. рублей, второго пилота - 200 тыс., бортпроводника - 70-90 тыс, пояснил "Фонтанке" глава профсоюза работников "Трансаэро" Дмитрий Савишин.
Кроме того, при сокращении работники должны получить две средних зарплаты плюс еще одну, если они не смогли найти работу в течение месяца после сокращения, говорит Савишин. "А в случае увольнения по собственному желанию они не получат ничего", - говорит он. Все 7246 человек получили уведомления, согласно которым они будут сокращены 4 марта 2016 года.
По информации "Фонтанки", часть работников перестали получать деньги в ноябре - сразу после прекращения полетов, другие - еще в октябре. Работодатель мотивирует это тем, что счета компании находятся в банках, которые участвуют в деле о банкротстве (Сбербанк, Альфа-банк и др.). Будучи заинтересованными в получении своих денег, кредитные организации "заморозили" счета авиакомпании.
Газета "Ведомости" 29 января написала, что Росстат и Росавиация якобы направили в Генпрокуратуру письмо с просьбой заняться проверкой долгов "Трансаэро" перед работниками. Однако источник "Фонтанки" в Росавиации пояснил, что в ведомстве не припомнят, чтобы отправляли такое письмо. Пресс-служба Росстата отказалась общаться на эту тему по телефону.
Действующие и бывшие работники "Трансаэро" в январе 2016 года подали в Дзержинский районный суд Петербурга несколько десятков исков с требованием погасить долги по зарплате, ни по одному из них решений пока нет.
Пилоты ушли в такси и курьеры
По собственному желанию из "Трансаэро" уволились 3166 человек, из которых 70% - 2230 - устроились в "Аэрофлот" (и дочерние компании), сообщал Роструд. "Некоторые коллеги не выдержали и уволились, - рассказывает пилот "Трансаэро". - Устроились в "Россию" во Внуково, так как в Питере не берут. Но контракты у них у всех до 31 марта 2016 года! Чтобы это могло значить? Очередной развод, по-моему. Контракты у пилотов всегда бессрочные".
Некоторые бортпроводники устроились в создаваемую объединенную авиакомпанию "Россия". Но поскольку она еще не летает, новые работники сидят дома и получают оклад 11 тыс. рублей, говорит пилот. "Когда начнется авиасообщение, обещают 50 тыс. рублей", - говорит он.
Однако в наиболее сложном положении находятся те, кто до сих пор числится в "Трансаэро", ожидая мартовского сокращения. Некоторые, рассказывает пилот, подрабатывают полуофициально, причем в самых разных областях. Один устроился на авиатренажер в ТРЦ "Рио" на улице Фучика, где посетителям предлагают курсы обучения летному делу, другой - подрабатывает частным извозом, третий - курьер. "Каждый крутится как может, - поясняет он. - У всех же кредиты, ипотеки".
Некоторые банки уже начали обращаться в суды к работникам авиакомпании, переставшим платить по кредитам. В ноябре-декабре суды вынесли по крайней мере два таких решения в Московской области - по искам "Возрождения" и банка "Советский". В случае с последним, например, бортпроводница перестала получать деньги от "Трансаэро", трудовой договор у нее еще не был расторгнут, однако в компанию "Аэрофлот" ее еще не приняли. Суд в результате снизил размер процентов на 6 тыс. рублей и взыскал с нее 117 тыс. долга.
В закрытом сообществе работников "Трансаэро" в приложении WhatsApp появилась душещипательная история девушки, которая вызвала такси, а шофером оказался командир воздушного судна авиакомпании. "Я командир "Боинга" в "Трансаэро"... Раньше возил 500 человек, а теперь вот по одному. Государство вложило в меня столько денег и души, а теперь бросило выживать... Ни в одной стране мира не бросают летчиков. Чтобы научиться вести самолет, необходимо не менее 20 лет. Я обучался во всех странах. Я жил, я летал. Я теперь мне стыдно", - так пассажирка передает слова таксиста.
"Государство, в том числе налогоплательщики, вкладывает в начальное обучение пилота несколько миллионов рублей. Обидно, когда звонит коллега и рассказывает, что ночью таксовал", - говорит один из пилотов.
Кто во всем виноват
Сотрудники "Трансаэро" во всем винят "Аэрофлот", который, по их мнению, под видом намерения покупки компании взял ее под управления и развалил, устранив одного из главных конкурентов.
"История просто сказочная, - рассказывает источник "Фонтанки" в "Трансаэро". - Пришел товарищ из топ-менеджмента "Аэрофлота" на пост гендиректора "Трансаэро" [Дмитрий Сапрыкин]. Изучил все изнутри. Взял кредит для "Трансаэро" в "Аэрофлоте". Подписал акты по незаконному отзыву сертификата эксплуатанта, который аннулировала Росавиация. И уволился. А теперь он гендиректор авиакомпании "Россия". Кому расскажешь - не поверят же! Теперь "Трансаэро" судится с "Аэрофлотом" из-за этого кредита и с Росавиацией - из-за аннулирования сертификата".
На днях "Аэрофлот" уже выиграл суд о взыскании с "Трансаэро" кредита размером 2,9 млрд. А рассмотрение заявления "Трансаэро" об отмене отзыва сертификата отложили на середину марта - из-за отсутствия актов, которые подписывал Дмитрий Сапрыкин будучи главой авиакомпании и которые служили согласием "Трансаэро" на отзыв разрешения на перевозку пассажиров. Никто не знает, где они.
Тем временем в арбитражном деле о банкротстве "Трансаэро" появился "представитель работников" авиакомпании по фамилии Волков. Опрошенные "Фонтанкой" специалисты пока не знают, кто он. Он подал ходатайство об отмене решения первой инстанции о введении в компании процедуры наблюдения (которая была введена по заявлению Сбербанка), но суд пока его не рассмотрел. Аналогичное ходатайство подавал Альфа-банк, однако впоследствии отказался от него, поскольку процедура наблюдения к моменту рассмотрения заявления банка уже началась.
В марте, после сокращения, в "Трансаэро" останется 200 человек, которые будут заниматься судами и текучкой. На этом история крупнейшей в России частной авиакомпании будет завершена.
ruWings © 2011-2022