Дата: | 29.08.1996 | ? |
Время: | 10:22:33 | ? |
Государство: | Норвегия | ? |
Место происшествия: | 14,3 км от аэропорта Лонгербьен, Шпицберген, Норвегия | ? |
Тип воздушного судна: | Ту-154М | ? |
Оператор: | Внуковские Авиалинии | ? |
Подразделение: | ? | |
Тип авиационного происшествия: | Катастрофа | ? |
Стадия полета: | Заход на посадку | ? |
Причины: | Ошибка экипажа, | ? |
Организация, проводившая расследование: | ||
Ссылка на отчет о расследовании: |
Описание происшествия:
29 августа 1996 года лайнер Ту-154М компании «Внуковские авиалинии» подлетал к аэродрому города Лонгьир. На борту находился сводный московский экипаж и 130 пассажиров - большинство из них работали в тресте «Арктикуголь». Они летели на самые северные в мире рудники, которые Россия арендует у Норвегии на архипелаге Шпицберген.
Самолет из Москвы с нетерпением ждали в российских поселках Баренцбург и Пирамида, где к отправке на родину готовилась смена горняков. С семи часов утра вертолеты начали доставлять их на аэродром Лонгьира.
Отправкой вахтовиков руководил специальный уполномоченный треста «Арктикуголь» Евгений Бузнин. На аэродроме находился и главный инженер рудника «Баренцбург», встречавший жену и двоих детей, которые возвращались домой после отдыха на Черном море.
В 10.00 Ту-154 дал о себе знать в районе острова Медвежий - первого пункта радиосвязи с Лонгьиром. В 10.15 по местному времени (по московскому - в 12.15) самолет должен был совершить посадку.
Аэродром Лонгьир - это взлетно-посадочная полоса далеко за Полярным кругом, которую во время войны немецкие военные строители с ювелирной точностью вписали между горами. Она начинается от берега залива Ис-Фиорд и упирается в бухту Адвент-Фиорд. В войну немецкая авиация вылетала с него для бомбардировок северных районов СССР.
Если садиться на Лонгьир с востока (а самолеты здесь в подавляющем большинстве случаев приземляются именно так), риск сводится к минимуму. Именно поэтому российский экипаж запросил разрешения на посадку со стороны широкого и удобного Ис-Фьорда. Однако ветер (5-7 м/сек) дул со стороны моря. К тому же норвежский диспетчер в этот момент руководил посадкой небольшого самолета с VIP-персоной на борту. Поэтому российскому лайнеру предложили приземляться с западной стороны, обратным курсом.
Это в корне меняло ситуацию: курс 283, заданный Ту-154, означал, что большой и груженый самолет должен пролететь над окутанными туманом горами, снизиться в узкой лощине, обогнуть очередную возвышенность и перед самой посадкой взять на 20 градусов левее. Маневр этот хоть и сложен, но для опытных пилотов при хорошей видимости и четко работающей наземной аппаратуре вполне выполним.
Однако день был облачный, к тому же на аэродроме Лонгьир нет радиолокационных станций. Ни одной - ни обзорной, ни посадочной, хотя они обязательны для любого аэродрома, особенно горного. Нет даже радиосистемы ближней навигации, которая позволяет диспетчеру помочь экипажу посадить самолет.
Позже председатель Норвежской ассоциации летчиков Туве Скугхейм Хайген заявила: «Еще несколько лет назад мы представили в комитет по воздушному транспорту список аэропортов, где, по нашему убеждению. обязательно следует установить радары. Одним из первых в этом списке значился аэропорт на Шпицбергене. Посадка в этом аэропорту требует от пилота большого напряжения, особенно если производится с востока...»
Именно поэтому российский «борт» попросил землю подтвердить команду. Подтверждение тут же дали, и Ту-154 начал лавировать между горами. Связь с самолетом пропала в 10.07 по местному времени. «Черные ящики» зафиксировали сообщение: «борт» прошел первый привод, затем второй и лег на курс 155 градусов; это последний доклад. Затем короткий спор экипажа - где находится самолет. Первый пилот утверждал, что надо доворачивать левее, и интересовался: «Ты точно знаешь, где мы?» Штурман утверждал, что надо доворачивать вправо. Наконец решили - штурман прав. А через несколько секунд последний крик: «Горы!» На этом запись обрывается.
В 10.24 раздался взрыв: самолет задел левым крылом и стойкой шасси за край плато Операфьеллет, в 10 км от аэродрома. Лайнер разлетелся на части. По мнению специалистов, чтобы избежать столкновения с горой, самолету не хватило буквально 15 м высоты. Хвостовая часть (именно в ней размещаются три турбореактивных двигателя) соскользнула с 900-метровой высоты по склону горы. Скольжение большого куска фюзеляжа вызвало снежную лавину, которая накрыла его почти целиком. Носовая часть перевернулась и легла на плато.
Катастрофу Ту-154М зафиксировала система спутникового слежения КОСПАС. Когда стали известны точные координаты падения лайнера, уполномоченный треста «Артикуголь» Бузнин предложил немедленно отправить туда два вертолета Ми-8. Норвежцы сначала согласились, но затем запретили российским экипажам подниматься в воздух без специального разрешения, мотивируя это тем, что к месту катастрофы уже направлены два легких наблюдательных вертолета, а через сорок минут в Лонгьир прибудут большие спасательные вертолеты.
Сведения о пострадавших:
На борту | Погибло | |
Экипаж: | 11 | 11 |
Пассажиры: | 130 | 130 |
На земле: | ||
Всего: | 141 | 141 |
Сведения о воздушном судне:
Регистрационный номер воздушного судна: | RA-85621 |
Серийный номер воздушного судна: | 86A742 |
Дата выпуска воздушного судна: | |
Наработка воздушного судна (часы): | |
Двигатели: | 3 х Д-30КУ-154 сер. 2 |
Повреждения воздушного судна: | Разрушен |
Дальнейшая судьба воздушного судна: | Списан |
Сведения о маршруте:
Тип рейса: | Международный чартерный пассажирский |
Номер рейса: | 2801 |
Аэропорт вылета: | Внуково |
Аэропорт назначения: | Свальдбард |
Сведения об экипаже:
КВС - Николаев Евгений Александрович
Сударев Борис Фёдорович - второй пилот
Акимов Игорь П. - штурман
Карапетров Анатолий Матвеевич - бортинженер
Тихонов Юрий Сергеевич
Ланцова Екатерина Анатольевна
Кожевникова Ольга И.
Кустарева Наталия Юрьевна
Короткин Михаил М.
Алексеев Геннадий Алексеевич
Душкин Александр Михайлович
Место происшествия на карте:
Фото происшествия:
Источники информации:
ruWings © 2011-2022