Безопасность полетов. Авиакатастрофы
Последние новости _
Главная > Авиакатастрофы > Катастрофа Ту-154М RA-85621 Внуковские Авиалинии 29.08.1996

Катастрофа Ту-154М RA-85621 Внуковские Авиалинии 29.08.1996

Дата:29.08.1996?
Время:10:22:33?
Государство:Норвегия?
Место происшествия:14,3 км от аэропорта Лонгербьен, Шпицберген, Норвегия?
Тип воздушного судна:Ту-154М?
Оператор:Внуковские Авиалинии?
Подразделение:?
Тип авиационного происшествия:Катастрофа?
Стадия полета:Заход на посадку?
Причины: Ошибка экипажа,?
Организация, проводившая расследование:
Ссылка на отчет о расследовании:

Описание происшествия:

29 августа 1996 года лайнер Ту-154М компании «Внуковские авиалинии» подлетал к аэродрому города Лонгьир. На борту находился сводный московский экипаж и 130 пассажиров - большинство из них работали в тресте «Арктикуголь». Они летели на самые северные в мире рудники, которые Россия арендует у Норвегии на архипелаге Шпицберген.
Самолет из Москвы с нетерпением ждали в российских поселках Баренцбург и Пирамида, где к отправке на родину готовилась смена горняков. С семи часов утра вертолеты начали доставлять их на аэродром Лонгьира.
Отправкой вахтовиков руководил специальный уполномоченный треста «Арктикуголь» Евгений Бузнин. На аэродроме находился и главный инженер рудника «Баренцбург», встречавший жену и двоих детей, которые возвращались домой после отдыха на Черном море.
В 10.00 Ту-154 дал о себе знать в районе острова Медвежий - первого пункта радиосвязи с Лонгьиром. В 10.15 по местному времени (по московскому - в 12.15) самолет должен был совершить посадку.
Аэродром Лонгьир - это взлетно-посадочная полоса далеко за Полярным кругом, которую во время войны немецкие военные строители с ювелирной точностью вписали между горами. Она начинается от берега залива Ис-Фиорд и упирается в бухту Адвент-Фиорд. В войну немецкая авиация вылетала с него для бомбардировок северных районов СССР.
Если садиться на Лонгьир с востока (а самолеты здесь в подавляющем большинстве случаев приземляются именно так), риск сводится к минимуму. Именно поэтому российский экипаж запросил разрешения на посадку со стороны широкого и удобного Ис-Фьорда. Однако ветер (5-7 м/сек) дул со стороны моря. К тому же норвежский диспетчер в этот момент руководил посадкой небольшого самолета с VIP-персоной на борту. Поэтому российскому лайнеру предложили приземляться с западной стороны, обратным курсом.
Это в корне меняло ситуацию: курс 283, заданный Ту-154, означал, что большой и груженый самолет должен пролететь над окутанными туманом горами, снизиться в узкой лощине, обогнуть очередную возвышенность и перед самой посадкой взять на 20 градусов левее. Маневр этот хоть и сложен, но для опытных пилотов при хорошей видимости и четко работающей наземной аппаратуре вполне выполним.
Однако день был облачный, к тому же на аэродроме Лонгьир нет радиолокационных станций. Ни одной - ни обзорной, ни посадочной, хотя они обязательны для любого аэродрома, особенно горного. Нет даже радиосистемы ближней навигации, которая позволяет диспетчеру помочь экипажу посадить самолет.
Позже председатель Норвежской ассоциации летчиков Туве Скугхейм Хайген заявила: «Еще несколько лет назад мы представили в комитет по воздушному транспорту список аэропортов, где, по нашему убеждению. обязательно следует установить радары. Одним из первых в этом списке значился аэропорт на Шпицбергене. Посадка в этом аэропорту требует от пилота большого напряжения, особенно если производится с востока...»
Именно поэтому российский «борт» попросил землю подтвердить команду. Подтверждение тут же дали, и Ту-154 начал лавировать между горами. Связь с самолетом пропала в 10.07 по местному времени. «Черные ящики» зафиксировали сообщение: «борт» прошел первый привод, затем второй и лег на курс 155 градусов; это последний доклад. Затем короткий спор экипажа - где находится самолет. Первый пилот утверждал, что надо доворачивать левее, и интересовался: «Ты точно знаешь, где мы?» Штурман утверждал, что надо доворачивать вправо. Наконец решили - штурман прав. А через несколько секунд последний крик: «Горы!» На этом запись обрывается.
В 10.24 раздался взрыв: самолет задел левым крылом и стойкой шасси за край плато Операфьеллет, в 10 км от аэродрома. Лайнер разлетелся на части. По мнению специалистов, чтобы избежать столкновения с горой, самолету не хватило буквально 15 м высоты. Хвостовая часть (именно в ней размещаются три турбореактивных двигателя) соскользнула с 900-метровой высоты по склону горы. Скольжение большого куска фюзеляжа вызвало снежную лавину, которая накрыла его почти целиком. Носовая часть перевернулась и легла на плато.
Катастрофу Ту-154М зафиксировала система спутникового слежения КОСПАС. Когда стали известны точные координаты падения лайнера, уполномоченный треста «Артикуголь» Бузнин предложил немедленно отправить туда два вертолета Ми-8. Норвежцы сначала согласились, но затем запретили российским экипажам подниматься в воздух без специального разрешения, мотивируя это тем, что к месту катастрофы уже направлены два легких наблюдательных вертолета, а через сорок минут в Лонгьир прибудут большие спасательные вертолеты.

Сведения о пострадавших:

На бортуПогибло
Экипаж:1111
Пассажиры:130130
На земле:
Всего:141141

Сведения о воздушном судне:

Регистрационный номер воздушного судна:RA-85621
Серийный номер воздушного судна:86A742
Дата выпуска воздушного судна:
Наработка воздушного судна (часы):
Двигатели:3 х Д-30КУ-154 сер. 2
Повреждения воздушного судна:Разрушен
Дальнейшая судьба воздушного судна:Списан

Сведения о маршруте:

Тип рейса:Международный чартерный пассажирский
Номер рейса:2801
Аэропорт вылета:Внуково
Аэропорт назначения:Свальдбард

Сведения об экипаже:

КВС - Николаев Евгений Александрович
Сударев Борис Фёдорович - второй пилот
Акимов Игорь П. - штурман
Карапетров Анатолий Матвеевич - бортинженер
Тихонов Юрий Сергеевич
Ланцова Екатерина Анатольевна
Кожевникова Ольга И.
Кустарева Наталия Юрьевна
Короткин Михаил М.
Алексеев Геннадий Алексеевич
Душкин Александр Михайлович

Место происшествия на карте:

Фото происшествия:

авиакатастрофа 29.08.1996 Ту-154М RA-85621 Внуковские Авиалинии

Источники информации:

ruwings.ru:  |   Карта сайта  |  

ruWings © 2011-2022