Дата: | 03.01.1994 | ? |
Время: | 12:08:00 | ? |
Государство: | Россия | ? |
Место происшествия: | Около села Мамоны, Иркутская область, Россия | ? |
Тип воздушного судна: | Ту-154М | ? |
Оператор: | Байкал | ? |
Подразделение: | ? | |
Тип авиационного происшествия: | Катастрофа | ? |
Стадия полета: | Полет на эшелоне | ? |
Причины: | Технические, Ошибка экипажа, | ? |
Организация, проводившая расследование: | ||
Ссылка на отчет о расследовании: |
Описание происшествия:
"3 января 1994 года, днем, в простых метеоусловиях, в районе
аэродрома Иркутск потерпел катастрофу самолет Ту-154М RA 85656
авиакомпании "Байкал", пилотируемый экипажем под руководством КВС
Падукова Г.С., который выполнял регулярный пассажирский рейс по
маршруту Иркутск - Москва.
На борту воздушного судна находились 115 пассажиров, 9 членов
экипажа и 619 кг багажа и ручной клади. Взлетная масса и центровка
не выходили за предусмотренные РЛЭ самолета Ту-154М ограничения.
Взлет из аэропорта Иркутск произведен в 03.59 UTC. Через 03
мин. 45 сек. после взлета, в наборе высоты, произошло
нелокализованное разрушение воздушного стартера среднего двигателя с
возникновением пожара в отсеке второй силовой установки. Экипаж
выключил двигатель № 2 и применил все очереди системы пожаротушения.
Эти действия не привели к ликвидации пожара, после чего командир
воздушного судна принял решение произвести вынужденную посадку на
аэродроме вылета с курсом взлета.
В процессе захода на посадку произошел полный отказ бустерного
управления самолетом вследствие разгерметизации проложенных в отсеке
среднего двигателя магистралей всех трех гидросистем, вызванной
нелокализованным разрушением воздушного стартера и пожаром. Всеми
принятыми мерами по поддержанию давления в гидросистемах экипажу не
удалось предотвратить развитие аварийной ситуации. Воздушное судно,
потеряв управляемость, в 04.08.38 столкнулось с землей и наземными
постройками, полностью разрушилось и частично сгорело в наземном
пожаре. Все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа погибли.
Как было установлено, в процессе запусков двигателей перед
полетом возникла неисправность воздушного стартера среднего
двигателя из-за попадания под заслонку постоянного давления стартера
элемента конструкции системы кондиционирования воздуха, вероятно
осколка разрушенного рассекателя воздухо-воздушного радиатора 5307АТ
второй силовой установки, что стало возможным вследствие отсутствия
защиты СТВ-ЗТ от попадания посторонних предметов из воздушных
магистралей и низкой эксплуатационной надежности ВВР.
Указанная
неисправность привела к неотключению стартера после запуска и
раскрутке его ротора турбины со срабатыванием сигнализации "Опасные
обороты стартера", которое было обнаружено бортинженером после
запуска всех двигателей.
Экипаж выбрал неправильное решение на вылет с отказом (горящая
красная лампа "Опасные обороты стартера" ) по причине неготовности к
действиям в такой ситуации из-за недостатков в нормативной
документации, информационном обеспечении, а также недостаточной
информативности системы контроля технического состояния стартера в
кабине экипажа.
После взлета длительная работа стартера среднего двигателя на
режиме опасных оборотов при открытых кранах отбора воздуха от
двигателей, при отсутствии конструктивных мер по защите от разлета
деталей стартера, привела к нелокализованному разрушению СТВ-3Т,
выходу его диска турбины в зону двигателя и отсека силовой установки
с повреждением воздушной, топливной, масляной коммуникаций среднего
двигателя, а также элементов гидросистем, что привело к
возникновению пожара, локализовать и ликвидировать который с
использованием всех трех очередей системы пожаротушения не удалось.
Пожар высокой интенсивности в отсеке среднего двигателя привел
к нагреву и разрушению части элементов конструкции гидросистем,
выполненных из неогнестойких материалов, и разгерметизации ее
магистралей.
Вследствие ряда конструктивных недостатков схемы прокладки
трубопроводов всех гидросистем на самолете Ту-154М в одной зоне
огнеопасного отсека второй силовой установки, произошла
разгерметизация всех трех гидросистем, приведшая к полной потере
управляемости воздушным судном.
Расследованием установлено влияние на возможность возникновения
данного происшествия ряда серьезных недостатков в организации летной
работы в авиакомпании "Байкал", а также в деятельности по повышению
надежности авиатехники, по анализу инцидентов и разработке
профилактических мероприятий организаций и предприятий авиационной
промышленности и гражданской авиации.
Выявлено неудовлетворительное состояние дел в работе по
доведению до эксплуатантов воздушного транспорта сведений о
проведении доработок на авиационной технике, о внесении дополнений и
изменений в эксплуатационную документацию." (Департамент воздушного транспорта РФ)
В числе погибших пятеро маленьких детей, один грудной ребенок и 16 иностранцев - граждане Германии, Китая, Австрии, Индии, Японии, Франции. Помимо пассажиров и экипажа в катастрофе погиб и житель села Мамоны — скотник Михаил Сальников.
Расшифровка переговоров:
Бортинженер: Загорелось табло "Пожар" в мотогондоле номер 2. Второй двигатель выключил.
Командир: Илья, сирену выключи...
Штурман: Курс обратный посадочный...
Диспетчер: 656-й! Посадку разрешаю! Снижайтесь до 900.
Диспетчер: 656-й! Пожар какого двигателя?
Командир: Пожар второго двигателя! И правого...
Бортинженер: Давление в первой гидросистеме упало!..
Второй пилот: Выпускаем шасси!..
Командир: Шасси не выпускается ни х... Да не выпускается же! От второй гидросистемы давай!
Бортинженер: Да нету же давления!
Второй пилот: У нас упало давление в обеих гидросистемах!
Диспетчер: 656-й, понял! Удаление где ваше?
Штурман: 400 метров.
Командир: Ребята, не управляется! Самолет не управляется!
Диспетчер: Ниже глиссады идете! (Сработала аварийная сирена.) Работайте с посадкой!
Конец записи.
Сведения о пострадавших:
На борту | Погибло | |
Экипаж: | 9 | 9 |
Пассажиры: | 116 | 116 |
На земле: | 1 | |
Всего: | 125 | 126 |
Сведения о воздушном судне:
Регистрационный номер воздушного судна: | RA-85656 |
Серийный номер воздушного судна: | 89A801 |
Дата выпуска воздушного судна: | 1989 |
Наработка воздушного судна (часы): | |
Двигатели: | 3 х Д-30КУ-154 сер. 2 |
Повреждения воздушного судна: | Разрушен |
Дальнейшая судьба воздушного судна: | Списан |
Сведения о маршруте:
Тип рейса: | Внутренний регулярный пассажирский |
Номер рейса: | 130 |
Аэропорт вылета: | Иркутск |
Аэропорт назначения: | Домодедово |
Сведения об экипаже:
Место происшествия на карте:
Фото происшествия:
Источники информации:
ruWings © 2011-2022