Дата: | 01.08.2003 | ? |
Время: | 00:00:00 | ? |
Государство: | Португалия | ? |
Место происшествия: | Аэропорт Фаро | ? |
Тип воздушного судна: | Ту-154М | ? |
Оператор: | Ред Вингс | ? |
Подразделение: | ? | |
Тип авиационного происшествия: | Авиационный инцидент | ? |
Стадия полета: | Взлет | ? |
Причины: | Ошибка экипажа, | ? |
Организация, проводившая расследование: | ||
Ссылка на отчет о расследовании: | Просмотреть отчет |
Выводы комиссии:
Первого августа 2003 года ночью, в ПМУ, после взлёта в аэропорту Фаро (Португалия) произошло столкновение с деревьями самолёта Ту-154М RA-85847 ЗАО «Авиакомпания «Авиалинии 400» ОМТУ Центральных районов ВТ Минтранса России, выполнявшего пассажирский рейс VAZ 9664 по маршруту Фаро - Домодедово.
Рейс выполнял экипаж в составе КВС - КВС-инструктора В.Н. Грищука, второго пилота В.Ю. Малкова, штурмана С.А. Овсянникова, бортинженера С.А. Герасимова.
Фактические метеоусловия в аэропорту взлёта: ветер 30° 7 узлов (-3,5 м/с), видимость более 10 км, температура наружного воздуха + 31°. давление 1011 гПа(~758ммрт. ст.).
В аэропорту Фаро самолёт был дозаправлен топливом в количестве 23000 кг. Общая заправка составила согласно записи в задании на полёт -31000 кг. МСРП-64 зафиксировала - 33000 кг.
По загрузочным документам аэропорта Фаро служба организации перевозок зарегистрировала на рейс 151 пассажира (из них 1 маленький ребёнок) и 3311 кг багажа. В задании на полёт, в сводной загрузочной ведомости и в центровочном графике экипаж указал: пассажиров - 151, багажа - 2311 кг, взлётная масса - 99814 кг.
С учётом 1000 кг багажа, не учтенного экипажем в расчётах, при взлёте в аэропорту Фаро масса самолёта составляла ± 00814 кг, что являлось нарушением ограничения, установленного Руководством по лётной эксплуатации (РЛЭ) самолёта Ту-154М по максимальной взлётной массе воздушного судна (100 т). По расчётам, проведенным комиссией, взлётная масса составляла 101789 кг, по заключению Государственного центра «Безопасность полётов на воздушном транспорте» (ГЦ БП ВТ) взлётные параметры соответствовали массе в 101,8т.
В данной ситуации экипаж оказался перед выбором: либо высаживать часть пассажиров с багажом, либо сливать излишнее топливо и менять план полёта, предусмотрев посадку на промежуточном аэродроме для дозаправки, что было бы связано с серьёзными затруднениями и задержкой вылета, либо выполнять полёт с нарушениями требований документов, регламентирующих лётную работу. Экипаж выбрал последний вариант.
В такую ситуацию экипаж был поставлен в результате неудовлетворительной организации данного чартерного рейса командно-руководящим составом авиакомпании «Авиалинии 400», не предусмотревшим меры по недопущению превышения максимальной расчётной коммерческой загрузки по заранее проданным билетам.
Превышение взлётного веса привело к увеличению длины разбега на ~90м.
Командир воздушного судна пренебрег положениями Руководства по летной эксплуатации самолета Ту-154М и Инструкции по взаимодействию и технологии работы членов экипажа самолета Ту-154М и принял решение выполнять взлет с закрылками, выпущенными на 15° при фактической длине ВПП менее 2500 м.
По заявлениям экипажа, взлет производился с кратковременной остановкой на ВПП. Анализ записей полётной информации МСРП-64, проведённый в ГЦ БП ВТ, показал, что взлёт производился методом «немедленный взлет», без остановки ВС на исполнительном старте. Увеличение режима работы двигателей осуществлялось в процессе разбега, при этом на разбеге взлётный режим работы двигателей не был достигнут (из-за роста температуры газов до значений близких к предельно-допустимым), а максимальный реализовавшийся режим находился между номинальным и взлётным. Расчёты показали, что суммарный дефицит тяги на реализовавшемся режиме (по сравнению со взлётным) составил ~ 3560 кг. Кроме того, по достижении приборной скорости 172 км/час, режим 2-го двигателя (из-за достижения температуры газов предельно-допустимого значения (по формуляру - 625°С) был уменьшен на 4% по КНД, что уменьшило тягу ещё на ~ 1000 кг.
Увеличение длины разбега из-за выполнения немедленного взлета совместно с нереализацией взлётного режима по расчётам ГЦ БП ВТ составило ~ 530 м.
Отрыв самолёта от ИВПП произошёл на приборной скорости 295 км/час (по номограмме 7.3.2 РЛЭ самолёта Ту-154М - скорость отрыва для взлетной массы, 101,8 т составляет 290 км/час) за 30 м до конца ИВПП.
В общей сложности увеличение длины разбега из-за выполнения немедленного взлёта, нереализации взлётного режима двигателей, увеличенной скорости отрыва, превышения максимального взлётного веса самолёта составило ~ 700 -м.
Несмотря на то, что экипаж после отрыва самолёта увеличил угол атаки до 13,6° (что привело к срабатыванию сигнализации АУАСП), через 2,4 сек воздушное судно столкнулось с верхушками деревьев, расположенных в 180 м от выходного торца и выступающими на 5 - 7 м над его уровнем. Самолёт получил повреждения фюзеляжа, крыла и его механизации.
Экипаж продолжил полёт и произвёл посадку в аэропорту Домодедово.
Сведения о пострадавших:
На борту | Погибло | |
Экипаж: | ||
Пассажиры: | 151 | |
На земле: | ||
Всего: | 151 |
Сведения о воздушном судне:
Регистрационный номер воздушного судна: | RA-85847 |
Серийный номер воздушного судна: | 88А792 |
Дата выпуска воздушного судна: | 1988 |
Наработка воздушного судна (часы): | |
Двигатели: | 3 х Д-30КУ-154 сер. 2 |
Повреждения воздушного судна: | Незначительные |
Дальнейшая судьба воздушного судна: | Подлежит ремонту |
Сведения о маршруте:
Тип рейса: | Международный чартерный пассажирский |
Номер рейса: | 9664 |
Аэропорт вылета: | Фаро |
Аэропорт назначения: | Домодедово |
Сведения об экипаже:
КВС-инструктор: В.Н. Грищук;
второй пилот: В.Ю. Малков;
штурман: С.А. Овсянников;
бортинженер С.А. Герасимов.
Место происшествия на карте:
Фото происшествия:
Источники информации:
ruWings © 2011-2022