Структуры единственного бенефициара Домодедово Дмитрия Каменщика раскрыли схему собственности и управления аэропортом. Ключевая кипрская компания DME Ltd контролирует пять офшоров, на которые завязан весь аэропортовый бизнес. Раскрыть схему потребовалось из-за намерения структур господина Каменщика привлечь облигационный заем на $350 млн.
Единственным владельцем аэропорта Домодедово, как и предполагалось, является Дмитрий Каменщик. Его называют бенефициаром 100% акций DME Ltd в предварительном варианте проспекта к запланированному размещению евробондов аэропорта (имеется в распоряжении) "Ъ". Облигационный заем на $350 млн должен быть выпущен для последующего направления средств в виде кредита 100% дочерней Hacienda Investments Ltd (Hacienda) - ключевой компании холдинга.
Согласно проспекту, весь холдинг, владеющий Домодедово, разделен на пять офшоров (каждый на 100% принадлежит DME Ltd). Недвижимость и земельные участки закреплены за Hacienda Investments Ltd, Sortenia Ventures Ltd занимается финансированием и бухгалтерией, лицензии и торговые марки находятся в ведении Verulia Investment Ltd (все три компании на Кипре). За пределами Кипра зарегистрированы две оставшиеся компании: Ocean Fest Development (Британские Виргинские острова), которая занимается планированием и распределением опционов менеджмента, и Airport Management Company Ltd (расположена на острове Мэн), контролирующая деятельность 16 компаний, занимающихся непосредственно деятельностью аэропорта.
В проспекте подробно представлены финансовые показатели управляющей компании. Аэропорт оценивается в 54,7 млрд руб. (порядка $1,6 млрд). При этом в сентябре источники "Ъ" говорили о том, что рыночная стоимость аэропорта находится на уровне $4,5-4,7 млрд. По итогам 2012 года выручка DME Ltd осталась практически на прежнем уровне - 36,4 млрд руб. (в 2011 году - 36,1 млрд руб.). Выручка за первое полугодие - 18,3 млрд руб., операционная прибыль - 5,3 млрд руб. Наибольший доход аэропорту приносит обеспечение и заправка авиакомпаний топливом - 8,2 млрд руб. в 2012 году. Наземное обслуживание самолетов принесло 6,3 млрд руб., услуги кейтеринга - 4,9 млрд руб., сдача помещений в аренду - 4,8 млрд руб. По итогам 2012 года в тройке наиболее прибыльных авиакомпаний для Домодедово оказались "Трансаэро" - 4,6 млрд руб. (доля в общей выручке 12,6%), "Сибирь" (с учетом дочернего "Глобуса"; доля 10,05%) - 3,6 млрд руб., Lufthansa - 1,2 млрд руб. (3,3%).
Задолженность на конец 2012 года составила 6,6 млрд руб. (ставка по синдицированному кредиту четырех банков - "Абсолют", Unicredit, Barclays и Nordea - 3,9%). При этом в документе говорится, что в тот же год компания выплатила дивиденды на сумму 12,6 млрд руб., частично благодаря займу. В 2010 и 2011 годах DME Ltd выплатила 5 млрд руб. и 2,6 млрд руб. соответственно.
В ближайшие десять лет Домодедово намеревается потратить основные средства на расширение и обустройство терминалов. Общие инвестиции оцениваются в 62,4 млрд руб., из них на терминалы пойдет порядка 47,19 млрд руб. В инвестиции включено строительство так называемого терминала-сателлита для транзитных пассажиров. К 2022 году Домодедово рассчитывает получить построенную за счет государства третью взлетно-посадочную полосу (строительство оценивается в 20,1 млрд руб.). В результате общее число взлетно-посадочных операций, выполняемых на трех полосах, увеличится с нынешних 98 до 165 в час, а пассажиропоток составит 78,5 млн человек. Все ключевые проекты развития Домодедово к 2023 году оцениваются в 197,7 млрд руб.
Между тем в проспекте отдельно говорится о том, что принадлежность Домодедово частным владельцам ставит под угрозу выделение средств из федерального бюджета, в том числе на третью взлетно-посадочную полосу и реконструкцию существующих объектов. "Учитывая то, что Шереметьево и Внуково контролируются государством, существует риск, что финансирование развития этих двух аэропортов станет для него приоритетным". В результате активного роста конкурентов позиция Домодедово и бизнес в московском авиационном узле может ухудшиться, а часть пассажиров и авиакомпаний может уйти из аэропорта.
ruWings © 2011-2022