Новости авиации, авиакомпаний, аэропортов, авиационной промышленности.
Последние новости _

Очень высокая ставка.

10.02.15

Сделанный ВВС выбор производителя перспективного стратегического бомбардировщика LRS-B (Long-Range Strike Bomber) окажет влияние на формирование всей американской военной аэрокосмической промышленности в следующие полвека. Победитель тендера будет на длительную перспективу обеспечен потоком средств, а проигравший может оказаться выброшенным из военно-авиационного бизнеса.

Не исключено, что после выдачи контракта компания "Нортроп" продаст "Боингу" свое аэрокосмическое подразделение. "Наступает очень горячая пора, - отмечает эксперт аналитической компании "Тил груп" (Teal Group) Ричард Абулафиа. - Это самый крупный единовременный тендер из всех когда-либо проводившихся Пентагоном с большим объемом финансирования".

Уравнение со многими неизвестными

Помимо одного до сих пор неизвестного участника - маловероятного, но не исключаемого - за получение контракта ведут борьбу двое. Первый претендент - компания "Нортроп Грумман" (Northrop Grumman), разработавшая малозаметный бомбардировщик B-2 "Спирит". Второй - объединение "Боинга" и "Локхид Мартин" (Lockheed Martin) при главенствующей роли первого. Все три потенциальных участника тендера входят в пятерку не только крупнейших оборонных компаний США, но и мировых лидеров ОПК ("Локхид Мартин" - 1-е место, "Боинг" - 2-е, "Нортроп Грумман" - 5-е согласно рейтингу еженедельника "Дифенс ньюс").

Бомбардировщик LRS-B, как предусматривается, позволит заменить устаревающие, находящиеся в строю на протяжении 50 лет B-52 "Стратофортресс" (Stratofortress) и отслужившие свыше 28 лет - B-2 "Спирит" (Spirit) и B-1 "Лансер" (Lancer). В настоящее время в составе дальней авиации американских ВВС 159 единиц авиатехники, включая 19 стратегических бомбардировщиков B-2, 63 B-1 и 77 B-52, которые, как предполагается, прослужат еще минимум 25 лет.

По программе LRS-B планируется организовать серийное производство от 80 до 100 новых стратегических бомбардировщиков. Достижение их начальной боевой готовности намечено на середину 2020-х, сертификация варианта с ядерным вооружением последует через два года.

Расчетная стоимость одного изделия, озвученная бывшим министром обороны США Робертом Гейтсом, составит около 550 миллионов долларов. Чтобы не допустить удорожания, ВВС планируют применять в разработке LRS-B готовые технологии, доступные сегодня. В то же время открытая архитектура проекта позволит в будущем внедрять новые решения. В частности, самолет будет разрабатываться как пилотируемый, но в перспективе планируется появление и беспилотной версии.

Остальная часть программы LRS-B остается неизвестной: получит ли бомбардировщик аэродинамическую схему "летающее крыло", каким бортовым оборудованием будет оснащен, что станет более важным - быстроходность или малозаметность, окажется ли подобно B-2 секретным, без разрешения развертывания за рубежом, а если да, то как найти компромисс между дальностью и скоростью. Эти требования не разглашаются, хотя программа LRS-B обеспечивается финансированием и развивается быстрыми темпами, регулярно освещается в СМИ и вызывает интерес у широкого круга общественности.

Знакомый с программой источник сообщил "Дифенс ньюс", что ВВС, по всей вероятности, заинтересованы в платформе меньших габаритов в сравнении с B-2, возможно, даже в половину его размеров - с двумя двигателями, аналогичными по мощности F135, устанавливаемыми на истребителях F-35, что позволит применять к LRS-B аналогичные программы усовершенствования. "Он должен бы быть больше (в отношении габаритов планера), однако Гейтс выделил 550 миллионов долларов, не задумываясь о конечном эффекте и общих требованиях", - констатировал источник.

Бывший заместитель начальника управления разведки, наблюдения и сбора информации ВВС генерал-лейтенант в отставке Дэвид Дептула согласен, что заострение внимания на цифре 550 миллионов при выработке тактико-технических требований в конечном счете может навредить характеристикам бомбардировщика, поскольку ставка будет делаться не на оптимальные ТТХ, а на возможности, обеспечивающие удержание стоимости будущего изделия на заданном уровне.

"Одна из самых больших проблем состоит в том, что тендерный процесс может превратиться в экономическое состязание, победителем в котором станет участник, способный разработать "технически приемлемый" самолет по самой низкой цене. При этом не будет обсуждаться или даже обращаться внимание на возможности его дальнейшего развития и интеграции новых технологий", - заявил генерал.

Есть мнение, что программа создания нового бомбардировщика продвинулась в своем развитии дальше, чем кажется на первый взгляд. Так, например, в прошлом году аналитик Дж. Гертлер из исследовательской службы конгресса США CRS (Congressional Research Service) написал уведомление, в котором отметил: профиль бюджета на новый бомбардировщик больше похож на производственную программу, чем на план исследований и разработок, намекая тем самым, что большая часть технологических изысканий и испытаний прошла без афиширования и финансировалась по скрытым статьям расходов.

Один из аналитиков предположил, что некоторая часть этой работы может быть основана на технологиях, разработанных для предыдущей программы создания перспективного бомбардировщика NGB (Next-Generation Bomber), объявленной в начале 2008 года и отмененной в 2009-м из-за неудовлетворительного показателя "риск - стоимость".

Уволенный в запас высокопоставленный представитель ВВС и старший научный сотрудник Центра стратегических и бюджетных оценок Марк Ганзингер считает, что существующая вокруг программы этого самолета завеса тайны - совсем неплохо: "Мы не знаем характеристик - дальности, полезной нагрузки, степени малозаметности, вооружений, особенностей выполняемых задач, возможностей БРЛС. Они и не должны раскрываться широкой общественности. Это секретная программа и такого рода особенности предоставили бы нашим потенциальным противникам больше времени для разработки соответствующих контрмер".

Выбор на годы вперед

Одна из самых больших неопределенностей состоит в том, какое значение в ВВС или в Пентагоне будут придавать производственной базе, которая сформируется в аэрокосмической промышленности США под влиянием программы LRS-B. Ответ на этот вопрос может серьезно повлиять на выбор победителя - "Боинг"/"Локхид" или "Нортроп".

По мнению Дэвида Дептулы, фактор производственной базы обязательно должен приниматься во внимание при подсчете голосов: "Он брался в расчет во всех сегментах нашей системы обороны и можно обосновать, что в аэрокосмической промышленности он, пожалуй, является даже более важным, чем в судостроительной".

Ставки очень высоки для всех трех компаний, считает Абулафиа. После контракта LRS-B предусматривается заказ на истребитель следующего поколения, который появится только в 30-е годы. Если "Нортроп" проиграет, шансы на то, что компания сохранит инфраструктуру, чтобы через 15 лет принять участие в тендере на создание истребителя нового поколения или еще позднее - на разработку очередного бомбардировщика, малы. Потеря контракта на LRS-B по существу будет означать конец данного вида деятельности для "Нортроп".

У "Боинга" также заканчивается период производства ударной авиации, несмотря на все старания сохранить линию выпуска истребителей F/A-18 "Супер Хорнет" (Super Hornet). Хотя программа самолета-заправщика KC-46A сохраняется, она, как и многие другие продукты компании, является скорее адаптированным под требования военных вариантом коммерческих самолетов, а не предлагает ВВС новую конструкцию.

Если контракт на LRS-B получит "Нортроп", это будет означать равномерное распределение трех основных программ обновления парка ВВС США между тремя компаниями. А если контракт получит команда "Локхид"/"Боинг", то производитель истребителя пятого поколения F-35, оставаясь даже младшим подрядчиком, будет иметь полный контроль над боевой авиацией ВВС, отмечает Абулафиа. Он сомневается в том, что в США есть достаточный объем работы для ее распределения между тремя ведущими компаниями. "Предполагается, что у Пентагона существует иллюзия относительно возможного наличия трех военных авиастроителей. На самом деле укрепление двух военных лидеров в лице "Боинга" и "Локхид" было бы предпочтительнее для Министерства обороны".

Абулафиа также указывает на то, что контракт может оказать серьезное влияние на осуществление сделки, слухи о которой давно ходят среди аналитиков, а именно о возможной продаже "Боингу" аэрокосмического бизнеса компании "Нортроп". Она неизбежна, если последняя проиграет, поскольку в таком случае ей нечего будет строить. Если же "Нортроп" победит, привлекательность данного подразделения повысится и произойдет то же самое.

Прогнозируется, что после определения головного контрактанта не менее ожесточенная конкуренция развернется за получение субподрядов. Интересно проследить в этой связи, как будет протекать борьба между производителями авиационных двигателей. Если контракт получит компания "Пратт энд Уитни" (Pratt & Whitney) со своим F135, это обеспечит ей монополию на американском рынке военного двигателестроения. Будет ли доволен этим Пентагон или он отдаст заказ "Дженерал электрик" является еще одной неизвестной составляющей в пасьянсе, раскладываемом сегодня военно-политическим руководством США.

Будущие проблемы

В настоящее время, имея сильную поддержку со стороны Пентагона, программа LRS-B реализуется без проблем. В середине января уходящий министр обороны Чак Хейгел, выступая перед военнослужащими на авиабазе "Уайтмэн" (штат Миссури), поддержал создание перспективного бомбардировщика. Он подчеркнул, что Министерство обороны должно вложить миллиарды долларов в реализацию этой программы. "Полагаю, что стратегический бомбардировщик LRS-B необходим для поддержания боеготовности сил сдерживания. Требуются соответствующие вложения, и мы их сделаем в бюджете. Это одно из тех направлений, которые я считаю приоритетными".

Аналогичную точку зрения 14 января высказала министр ВВС Дебора Ли Джеймс: "Когда будет представлен проект бюджета на 2016 финансовый год, он окажется таким, как мы его прогнозировали. Мы реализуем программу согласно графику, она по-прежнему остается в числе основных приоритетов и действительно является будущим нашей бомбардировочной авиации".

Однако некоторые эксперты предвидят проблемы по мере продвижения программы LRS-B от гипотетической идеи к реальному изделию в металле и превращения бомбардировщика в важную мишень для правительственных органов контроля и организаций, поддерживающих движение по нераспространению ядерных вооружений.

Аналитики считают, что основная угроза для программы исходит от внутренних бюджетных ограничений, поскольку бомбардировщик будет конкурировать не только с другими приоритетными программами ВВС, но и с такой, как замена группировки подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) класса "Огайо" (Ohio), позиционируемая ВМС как национальное достояние.

"Засекреченный статус затрудняет, на мой взгляд, оказание поддержки программе бомбардировщика, - считает Ребекка Грант из исследовательского института ISIS. - Новое руководство комитета сената США по вопросам вооруженных сил однозначно сделает так, что программа попадет под дополнительное пристальное внимание общественности по мере появления первых крупнейших бюджетных заявок как в текущем, так и в последующие годы. Поэтому ВВС США лучше бы иметь доказательство того, что они сделали верный выбор в пользу LRS-B и отдали его в руки "правильного" производителя".

Конгресс может вмешаться в программу и другим способом. Проигравший участник тендера имеет право опротестовать выбор победителя, что спровоцирует борьбу интересов не только в главном бюджетно-контрольном управлении конгресса США, но и среди широкой общественности. Юридическое опротестование крупнейших оборонных контрактов зачастую приводит к тому, что компании задействуют лоббистов в конгрессе.

Ряд зарубежных исследователей проводят прямую параллель между получением контрактов и продвижением интересов оборонно-промышленных компаний в американских законодательных органах. Согласно социологическим данным, проанализированным некоммерческим веб-сайтом OpenSecrets.org, "Локхид" (ассигнования в размере 4 млн долл.), "Нортроп" (3,9 млн долл.) и "Боинг" (3,1 млн долл.) в 2013-2014 годах были тремя самыми крупными источниками финансирования политических кампаний по выборам в конгресс и аффилированные комитеты от оборонного сектора. Вся троица также входит в американский Топ-25 по расходам компаний на лоббирование. Вместе с тем утверждение, что решающим фактором в определении генерального подрядчика являются именно такие возможности претендентов, несостоятельно.

Несмотря на то, что "Локхид Мартин" и "Боинг", две крупнейшие оборонные компании мира, в частности, традиционно соперничают, обе периодически сотрудничают с "Нортроп" по разным программам. Имеющиеся данные наглядно иллюстрируют, насколько крепкие узы связывают оборонно-промышленные круги с конгрессменами еще до того, как в игру вступают механизмы, связанные с вопросами производств в различных районах. Очевидно, что члены палаты представителей будут ратовать за тех, кто обеспечит рабочие места их электорату.

Компании "Боинг" и "Локхид" имеют поддержку законодателей от тех штатов, где расположены их производственные линии. Например, основные подразделения авиационного сектора "Локхид Мартин" - "Локхид Мартин аэронотикс" (Lockheed Martin Aeronautics) - размещены в Техасе (Форт Уорт), Калифорнии (Палмдейл), Джорджии (Мариэтта). Сборка различительных подсистем "Локхид" расположена в штатах Флорида, Миссисипи, Пенсильвания, Западная Вирджиния.

Штаб-квартира военного подразделения "Боинга" - компании "Боинг дифенс энд спейс" (Boeing Defense & Space) - находится в Миссури (Сент-Луис), здесь же ведется производство истребителей F-15 "Игл" (Eagle) и F/A-18E/F "Супер Хорнет" (Super Hornet). Примечательно, что еще в 2000 году "Боинг дифенс энд спейс" стал крупнейшим работодателем Сент-Луиса. Эта компания обладает разветвленной сетью производственных мощностей по всей территории США. Значительное число предприятий (не менее семи) размещено в Калифорнии. Боевые вертолеты AH-64 модификаций D ("Лонгбоу"/Longbow) и E ("Гардиан"/Guardian) собираются в Аризоне (Меса), а конвертопланы V-22 "Оспри" (Osprey) - в Пенсильвании (Филадельфия). Авиатехнику и различные подсистемы для оснащения ядерной триады США "Боинг дифенс энд спейс" производит в Техасе (Эль Пасо). Мощности компании расположены и в других штатах.

В свою очередь "Нортроп Грумман" тоже может рассчитывать на поддержку законодателей от штатов Калифорния и Флорида. Компания приняла решение расширить свою инфраструктуру в международном аэропорту "Мельбурн" (Флорида) и на побережье Калифорнии около полигона на мысе Канаверал и Космического центра им. Джона Кеннеди. Авиационное подразделение "Нортроп Грумман" - "Нортроп Грумман аэроспейс системз" (Northrop Grumman Aerospace Systems) - расположено в Калифорнии (Редондо). И хотя представители компании не подтверждают, что она планирует работать над потенциальным бомбардировщиком LRS-B во Флориде, сенатор-демократ от этого штата Сен Билл Нельсон сообщил, что новая инфраструктура будет использоваться именно для этих целей.

Президент Барак Обама 2 февраля представил конгрессу проект федерального бюджета на 2016 финансовый год. Согласно документу администрация США предусмотрела расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по программе LRS-B в размере 1,2 миллиарда долларов.

В целом объем финансирования НИОКР для ВВС США запрашивается на уровне 17,9 миллиарда долларов. В этом объеме сумма, выделяемая на исследования по программе LRS-B, является самой крупной в сравнении со всеми остальными программами.

На самолет-заправщик KC-46 и истребитель пятого поколения F-35A размечено 602 миллиона долларов и 589 миллионов долларов соответственно. Однако в отличие от LRS-B эти суммы выделяются на этапы окончательной разработки и внедрения в производство, поскольку НИОКР по программам KC-46 и F-35A близятся к завершению. Достижение боевой готовности истребителем JSF запланировано на 2016-й, а самолетом-заправщиком - на 2017 год.

Согласно данным "Дифенс ньюс" финансирование НИОКР по программе LRS-B будет увеличиваться. Запрос бюджета по этой статье в 2017 финансовом году предусматривается на уровне 2,2 миллиарда долларов, в 2018 финансовом году - 2,8 миллиарда долларов, в 2019 финансовом году - 3,6 миллиарда долларов, в 2020 финансовом году - 3,7 миллиарда долларов. Необходимо учитывать, что эти цифры не включают финансирование по секретным статьям расходов, которые могут существенно увеличить затраты на программу.

P. S. В последних числах января "Нортроп Грумман" продемонстрировала вероятный внешний облик бомбардировщика LRS-B. Его прототип, накрытый чехлом, был показан в рекламном ролике, пропагандирующем прогресс компании, достигнутый при создании самолетов по схеме "летающее крыло": опытный образец YB-35, который разрабатывался в 40-х, стратегический бомбардировщик B-2 "Спирит", созданный в 80-х, технологический демонстратор беспилотной авиационной системы (БАС) X-47B для ВМС США. В конце ролика демонстрируется летательный аппарат по схеме "летающее крыло", чей профиль напоминает B-2. Ранее компания "Нортроп Грумман" уже прокручивала по телевидению аналогичную рекламу, в которой были представлены концепции перспективной авиатехники.

 
Источник: Военно-промышленный курьер   Все новости компании
 
Компании: 
Авиационная техника: 
 

Последние новости:



Другие новости за 10.02.15

ruwings.ru:  |   Карта сайта  |  

ruWings © 2011-2022