Россияне летают все меньше. И хотя объем пассажирских авиаперевозок в 2014-м вырос на 10 процентов (до 93 миллионов пассажиров), этот показатель ниже, чем в предыдущие годы. В 2015-м авиарынок и вовсе рискует погрузиться в депрессию.
Сокращение продаж началось летом 2014 года из-за коллапса в туриндустрии и введенных Западом санкций, а осенью, с падением рубля, ситуация в гражданской авиации еще более осложнилась. Сильнее всего пострадали международные перевозки - министр транспорта Максим Соколов сообщил в интервью ТАСС, что в последние месяцы прошлого года международный сегмент ушел в минус на 5-6 процентов.
В 2015-м, по словам министра, рынок сократится соразмерно ВВП, а по мнению председателя ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной, ВВП может упасть на 3-4 процента. Подобные прогнозы дают и эксперты. "Учитывая текущую рыночную конъюнктуру, по итогам 2015 года пассажиропоток уменьшится примерно на 4 процента, до 89,5 миллионов пассажиров", - считает аналитик по транспорту ИК "Регион" Алла Юрова.
Значительные потери, как и в 2014-м, ожидает сектор международных перевозок. "В январе 2015 года тенденция усилилась: доля продаж авиабилетов за границу снизилась на 8 процентов по сравнению с январем 2014-го, - делится статистикой своего агентства гендиректор "Туту.ру" Дмитрий Храпов. - Причем особенно сократились продажи авиабилетов в страны дальнего зарубежья - в три раза".
Частично пассажиропоток переориентируется на внутренние линии, однако и этот сегмент ждет падение спроса. Дальнейшая девальвация рубля и снижение реальных доходов населения сделают для многих недоступной даже перелет к родственникам в другой город.
Перемены в потребительском настроении уже налицо. В январе, по словам директора "Связной Трэвел" Алексея Дороша, около 60 процентов россиян вообще отказались от новогодних отпусков в пользу личных сбережений - естественно, это повлияло на объемы продаж билетов. К тому же в 2015-м ожидается спад деловой активности, что тоже снизит число перелетов в города с населением менее миллиона человек.
Авиация в трансе
Спад объема перевозок уже ударил по устойчивости авиаперевозчиков. Не помог даже прошлогодний рост внутренних перевозок на рекордные 17,9 процента (против 3,5-процентного роста на международных авиалиниях). Полеты за границу для авиакомпаний всегда были выгоднее, чем по России. "Издержки на внутренних маршрутах, как правило, выше, чем на сопоставимых по длине международных, а коэффициент занятости кресел ниже. Это приносит убытки на внутренних рейсах", - поясняет Алла Юрова.
На внутренних линиях дороже обходится аэропортовое обслуживание и выше стоимость топлива. Коэффициент занятости кресел на внутренних линиях ниже, чем на международных, потому что количество хорошо заполняемых туристических направлений в России невелико. К тому же пассажирские авиаперевозки по стране облагаются 18-процентным НДС, в то время как международные рейсы от него освобождены.
В прошлые годы прибыль российских авиакомпаний от международных авиаперевозок отчасти покрывала убыток на внутренних линиях. С падением зарубежного пассажиропотока схема дала сбой. "У компаний возникли проблемы с погашением кредитов вследствие увеличившегося кассового разрыва (глубина продаж сократилась) и ростом потребности в деньгах на покрытие операционных расходов, номинированных в иностранной валюте", - говорит Юрова.
По итогам прошлого года суммарный ожидаемый убыток авиакомпаний достиг 30 миллиардов рублей - такую сумму озвучила Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), объединяющая крупнейших перевозчиков страны. В недавнем письме на имя вице-премьера Аркадия Дворковича игроки пожаловались на сокращение международных авиаперевозок, резкое увеличение стоимости лизинга как на воздушные суда западного, так и на самолеты отечественного производства, повышение стоимости аэропортового и аэронавигационного обслуживания.
В настоящее время большинство российских авиаперевозчиков оптимизирует свои расходы. Среди предпринимаемых мер - сокращение сотрудников, парка самолетов и маловостребованных маршрутов. В сложной ситуации оказались "ЮТэйр", "Волга-Днепр", "Московия", "Полет", "Оренбургские авиалинии", "Ай Флай" и другие. Кроме того, сокращен летный отряд в авиакомпании "Мордовия".
В письме АЭВТ говорится, что негативные факторы неизбежно приведут к необходимости повышения тарифов. "А это в условиях снижения покупательной способности вызовет снижение пассажиропотока, по предварительным оценкам, на 10-20 процентов и возможной череде банкротств", - резюмировали члены ассоциации в своем послании и попросили помощи у государства.
Больше некуда
Однако повышать тарифы перевозчики не могут. Из-за недозагрузки рейсов в прошлом году приходилось сдерживать рост цен, что отчасти поспособствовало росту трафика внутри страны. И даже на горячий новогодний сезон-2014-2015 рост среднего чека по России составил всего 5 процентов (до 7 616 рублей),против 47,8 процента на международных рейсах (16 917 рублей) - такие данные привозит онлайн-агентство Biletix.
Гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев уже сообщил, что компания не планирует поднимать цены на билеты, так как иначе от нее "уйдет пассажир". Причем и нынешняя стоимость авиабилетов экономически невыгодна для перевозчика.
Российские авиакомпании даже снижают цены из-за низкого спроса на перевозки. Тотальную распродажу на "мертвый" весенний сезон объявили "Аэрофлот", "Трансаэро", "Сибирь", "Уральские авиалинии" и другие игроки. Да, распродажи случаются каждый год, но нынче они начались раньше обычного, а скидки больше. Билеты продают за полцены. Вместе с тем в прошлые годы цены снижали не более чем на 40 процентов.
Таким образом перевозчики хотят минимизировать неизбежные убытки. "У авиакомпаний нет другого выхода. Альтернатива - лететь без пассажиров, но это еще большие убытки", - считает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. "Остается только уповать, что выживет сильнейший, тот, кто вел более аккуратную политику развития и не накапливал долгов. У нас есть крепкие авиакомпании, демонстрировавшие хорошую динамику", - резюмирует эксперт.
Передел рынка и его консолидация в руках сильнейших игроков неизбежны. Пока же вице-премьер Аркадий Дворкович пообещал оказать авиаотрасли поддержку в виде льготной ставки НДС на внутренние авиаперевозки, дополнительных субсидий, сдерживания роста аэропортовых сборов и помощи в работе с банковским сектором. До конкретных мер еще не дошло - правительство лишь точечно поддержало "Трансаэро" и внесло "ЮТэйр" в список кандидатов на антикризисную поддержку.
Издержки перевозчиков растут, что на фоне сокращения тех, кто может позволить себе перелеты, плавно подводит авиакомпании к перспективе ухода с рынка.
ruWings © 2011-2022