Группа "Аэрофлот" (далее "Группа", тикер на Московской Бирже: AFLT) сегодня опубликовала промежуточную финансовую отчетность за шесть месяцев, закончившихся 30 июня 2015 года, подготовленную в соответствии с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности.
Ключевые операционные и финансовые результаты Группы "Аэрофлот" за 6 месяцев 2015 года:
"В первом полугодии 2015 года Группа "Аэрофлот" укрепила позиции лидера российской отрасли авиаперевозок, увеличив пассажиропоток на 14,0%, а долю рынка - на 5,8 процентных пунктов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Этому способствовали как высокие операционные показатели авиакомпании "Аэрофлот", так и успешное развитие первого российского бюджетного перевозчика "Победа", быстро ставшего одной из самых востребованных авиакомпаний России. При этом Группа с выгодой использовала изменения в конкурентной среде, заместив на ряде направлений снизивших активность зарубежных перевозчиков и менее эффективных российских конкурентов.
Наша ставка на высокий потенциал внутреннего рынка и соответствующий рост операционных показателей Группы определили сильную динамику выручки, которая увеличилась на 25,8% по сравнению с первым полугодием прошлого года до 176,5 млрд руб., а последовательный контроль над издержками позволил сдержать рост операционных расходов, несмотря на значительные изменения валютных курсов. В результате за отчетный период Группа "Аэрофлот" продемонстрировала операционную прибыль в размере 5,9 млрд руб., а также рост показателей EBITDA и EBITDAR и увеличение рентабельности по данным показателям на 3,9 и 6,9 процентных пунктов до 7,5% и 18,8% соответственно.
Группа сосредоточила усилия на инициативах по оптимизации парка воздушных судов, сокращении издержек, повышении эффективности бизнес-процессов и финансового менеджмента, а также поддержании высокой финансовой устойчивости. Мы уверены, что наша политика расширения присутствия на динамично развивающемся рынке наряду с лояльностью пассажиров и повышением эффективности бизнеса создаст все условия для продолжения прибыльного роста Группы по мере восстановления российской экономики".
Основные производственные показатели
Показатель | 6 мес. 2015 | 6 мес. 2014 | Изменение |
---|---|---|---|
Пассажиропоток, тыс. чел. | 17 855 | 15 666 | 14,0% |
- международные перевозки | 7 558 | 7 948 | (4,9%) |
- внутренние перевозки | 10 297 | 7 717 | 33,4% |
Пассажирооборот, млн пкм | 44 479 | 40 927 | 8,7% |
- международные перевозки | 25 019 | 25 787 | (3,0%) |
- внутренние перевозки | 19 460 | 15 141 | 28,5% |
Предельный пассажирооборот, млн ккм | 58 789 | 54 066 | 8,7% |
- международные перевозки | 33 007 | 34 560 | (4,5%) |
- внутренние перевозки | 25 782 | 19 507 | 32,2% |
Занятость кресел, % | 75,7% | 75,7% | - |
- международные перевозки | 75,8% | 74,6% | 1,2 п.п. |
- внутренние перевозки | 75,5% | 77,6% | (2,1 п.п.) |
Общее количество пассажиров, перевезенных авиакомпаниями Группы "Аэрофлот" за 6 месяцев 2015 года, составило 17,9 млн человек, что на 14,0% превышает результат аналогичного периода прошлого года.
Основные финансовые показатели
Млн руб., если не указано иное | 6 мес. 2015 | 6 мес. 2014 | Изменение |
---|---|---|---|
Выручка | 176467 | 140 281 | 25,8% |
EBITDAR3 | 33 252 | 16 657 | 99,6% |
Рентабельность EBITDAR | 18,8 % | 11,9% | 6,9 п.п. |
EBITDA1 | 13 311 | 5 030 | 164,6% |
Рентабельность EBITDA | 7,50% | 3,6% | 3,9 п.п. |
Операционная прибыль / (убыток) | 5 866 | (1 384) | - |
Рентабельность опер. прибыли | 3,3 % | - | - |
Убыток за период | (3 541) | (1 905) | 85,9% |
Выручка
Млн руб., если не указано иное | 6 мес. 2015 | 6 мес. 2014 | Изменение |
---|---|---|---|
Выручка от пассажирских перевозок | 146 162 | 117 977 | 23,9% |
в т.ч. регулярные перевозки | 144 087 | 110 823 | 30,0% |
чартерные перевозки | 2 075 | 7 154 | (71,0%) |
Выручка от грузовых перевозок | 4 442 | 3 819 | 16,3% |
Прочая выручка | 25 863 | 18 485 | 39,9% |
Выручка итого | 176 467 | 140 281 | 25,8% |
Выручка Группы "Аэрофлот" за 6 месяцев 2015 года увеличилась на 25,8% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и составила 176 467 млн руб., что объясняется ростом выручки от регулярных пассажирских перевозок и прочей выручки.
На фоне роста пассажиропотока Группы за 6 месяцев 2015 года на 14,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выручка от регулярных пассажирских перевозок увеличилась на 30,0% и составила 144 087 млн руб. Выручка от чартерных перевозок снизилась на 71,0% до 2 075 млн руб., что связано со стратегией Группы по сокращению присутствия в данном рыночном сегменте и с общей рыночной динамикой туристических перевозок.
Выручка от грузовых перевозок за 6 месяцев 2015 года увеличилась на 16,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года несмотря на снижение объема перевозок грузов и почты на 1,0%, что объясняется ростом доходных ставок в данном сегменте.
Прочая выручка увеличилась на 39,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 25 863 млн руб., что в основном обусловлено ростом номинированных в иностранной валюте доходов по соглашениям с авиакомпаниями вследствие изменения валютного курса.
Операционные расходы
Млн руб., если не указано иное | 6 мес. 2015 | 6 мес. 2014 | Изменение |
---|---|---|---|
Обслуживание воздушных судов и пассажиров | 34 516 | 27 714 | 24,5% |
Расходы на оплату труда | 27 235 | 24 304 | 12,1% |
Расходы по операционной аренде | 19 941 | 11 627 | 71,5% |
Техническое обслуживание воздушных судов | 13 098 | 9 268 | 41,3% |
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы | 11 479 | 8 974 | 27,9% |
Амортизация и таможенные пошлины | 7 445 | 6 414 | 16,1% |
Прочие расходы | 12 173 | 13 128 | (7,3%) |
Операционные расходы за исключением авиационного топлива | 125 887 | 101 429 | 24,1% |
Расходы на авиационное топливо | 44 714 | 40 236 | 11,1% |
Операционные расходы итого | 170 601 | 141 665 | 20,4% |
Расходы на авиационное топливо за 6 месяцев 2015 года увеличились на 11,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 44 714 млн руб., что связано с ослаблением курса рубля, а также увеличением объемов перевозок. Без учета эффекта валютного курса расходы на авиационное топливо снизились на 19,7% за счет снижения цен на нефть и реализации Группой мер по повышению топливной эффективности.
Операционные расходы, за исключением расходов на авиационное топливо, увеличились на 24,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 125 887 млн руб.
Расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров составили 34 516 млн руб., увеличившись на 24,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что в основном связано с изменением курса рубля к мировым валютам. Без учета эффекта валютного курса данные расходы увеличились на 8,0%, в основном за счет расширения масштабов деятельности и объемов перевозок, а также изменения тарифов на услуги.
Расходы на оплату труда увеличились на 12,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 27 235 млн руб. в основном в результате дополнительных мотивационных выплат бортовым экипажам (в частности бонусов за торговлю на борту товарами Sky Shop), а также роста рублевого эквивалента зарплат сотрудников международных представительств Аэрофлота.
Расходы по операционной аренде воздушных судов составили 19 941 млн руб., увеличившись на 71,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в основном за счет изменения курса рубля к мировым валютам (данный вид расходов полностью номинирован в иностранной валюте). Дополнительное влияние на размер расходов по операционной аренде оказало расширение парка воздушных судов (чистое увеличение числа воздушных судов в операционной аренде составило 15 самолетов или 8,2% по сравнению с 30 июня 2014 года), а также рост шестимесячной ставки LIBOR в первом полугодии 2015 года.
Расходы на техническое обслуживание воздушных судов увеличились на 41,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 13 098 млн руб. в основном в связи с изменением курса рубля к мировым валютам. Без учета эффекта валютного курса расходы по данной статье остались на уровне первого полугодия 2014 года.
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы увеличились на 27,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 11 479 млн руб. Увеличение расходов по данной статье связано с ростом коммерческих и маркетинговых расходов, привязанных к основным валютам.
Расходы на амортизацию и таможенные пошлины увеличились на 16,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 7 445 млн руб., что связано с поступлением в состав парка воздушных судов Группы шести новых лайнеров Boeing 777-300ER по договорам финансового лизинга в течение первого полугодия прошлого года.
Прочие расходы снизились на 7,3% до 12 173 млн руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что преимущественно обусловлено возмещением топливного акциза в результате законодательных изменений.
В результате влияния вышеуказанных факторов операционная прибыль Группы за 6 месяцев 2015 года составила 5 866 млн руб. (3,3% от выручки). Показатель EBITDAR составил 33 252 млн руб. при увеличении рентабельности на 6,9 п.п. до 18,8%.
Неоперационные прибыли и убытки
Млн руб., если не указано иное | 6 мес. 2015 | 6 мес. 2014 | Изменение |
---|---|---|---|
Операционная прибыль / (убыток) | 5 866 | (1 384) | - |
Финансовые доходы | 7 183 | 2 615 | 174,7% |
Финансовые расходы | (7 441) | (2 434) | 205,7% |
Реализация результата хеджирования | -8848 | - | - |
Доля в финансовых результатах ассоциированных предприятий | (56) | (2) | - |
Убыток до налогообложения | (3 296) | (1 205) | 173,5% |
Расход по налогу на прибыль | (245) | (700) | (65,0%) |
Убыток за период | (3 541) | (1 905) | 85,9% |
Финансовые доходы за 6 месяцев 2015 года увеличились более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 7 183 млн руб., что объясняется преимущественно положительными курсовыми разницами при возврате предоплат по воздушным судам.
Увеличение финансовых расходов до 7 441 млн руб. за 6 месяцев 2015 года в основном связано с увеличением процентных расходов и реализованным убытком по деривативам.
Убыток от реализации результата хеджирования составил 8 848 млн руб. и обусловлен исполнением обязательств по производным финансовым инструментам, отраженным в капитале, а также реализованным результатом хеджирования выручки в долларах США лизинговыми обязательствами в той же валюте.
В результате влияния вышеуказанных факторов чистый убыток Группы по итогам 6 месяцев 2015 года составил 3 541 млн руб.
Долговая нагрузка
Млн руб., если не указано иное | 30.06.2015 | 31.12.2014 | Изменение |
---|---|---|---|
Кредиты и займы | 31 191 | 24 203 | 28,9% |
Финансовая аренда | 137 817 | 149 278 | (7,7%) |
Пенсионные обязательства | 709 | 659 | 7,6% |
Таможенные пошлины | - | 169 | - |
Общий долг | 169 717 | 174 309 | (2,6%) |
Денежные средства и краткосрочные финансовые инвестиции | 50 067 | 27 508 | 82,0% |
Чистый долг | 119 650 | 146 801 | (18,5%) |
Чистый долг/EBITDA | 3,6x | 5,9х |
Общий долг по состоянию на 30 июня 2015 года снизился на 2,6% по сравнению с показателем на 31 декабря 2014 года и составил 169 717 млн руб.
По состоянию на 30 июня 2015 года объем невыбранных лимитов по кредитным линиям, доступным Группе "Аэрофлот" в крупнейших российских и международных банках, составлял 23,1 млрд руб.
Группа компаний "Аэрофлот" - крупнейший и наиболее динамично развивающийся авиационный холдинг в России, главный проект по консолидации отечественной авиатранспортной отрасли. В 2014 году авиакомпании Группы "Аэрофлот" в совокупности перевезли 34,7 млн пассажиров.
Группа "Аэрофлот" наряду с ПАО "Аэрофлот" включает его дочерние авиакомпании: "Россия", "Донавиа", "Оренбургские авиалинии", дальневосточную авиакомпанию "Аврора", а также единственного в России классического лоукост-перевозчика "Победа".
Группа "Аэрофлот" руководствуется стратегической целью к 2025 году войти в первую пятерку европейских авиаперевозчиков, а также в топ-20 глобальных по пассажиропотоку и выручке.
Группа "Аэрофлот" в рейтинге ведущего отраслевого издания Air Transport World вошла в топ-20 мировых авиаперевозчиков по выполненному пассажирообороту (по итогам за январь - апрель 2015 г.).
ruWings © 2011-2022