Ну вот и настало время подводить окончательные итоги XII международного авиационно-космического салона МАКС-2015 - сегодня, 30 августа, проходит последний день этого мероприятия, посвященный уже исключительно демонстрационным полетам для массового посетителя и не обремененный большими делами. Рассмотрим авиасалон с военной и гражданской точек зрения.
Военная составляющая - демонстрация, немного новинок и мало контрактов
Громких военных новинок на МАКС-2015 на этот раз увидеть не пришлось - это были несколько симуляторов для обучения полетам, отдельные компоненты для боевой техники, прототипы беспилотников (ни один из которых, в общем-то не находится "в шаге" от принятия на вооружение). Пожалуй, больше всего порадовала корпорация "Тактическое ракетное вооружение", представившая целую линейку новых авиационных ракет с очень серьезными характеристиками. Все они находятся в 2?3 годах от принятия на вооружения и крупносерийного производства, а финансовое состояние компании одно из лучших в российском ВПК.
Контракты были подписаны Иорданией - на парашютные модернизированные платформы П-7 для десантирования техники с самолетов Ил-76. Такие самолеты в небольшом количестве в Иордании имеются, однако, учитывая приезд "высокой" делегации ближневосточной страны во главе с королем Абдаллой II, можно предположить, что в скором времени будет заключена сделка на закупку нескольких легендарных транспортников в новой модификации - Ил-76МД-90А.
Из реальных военных авиационных контрактов можно отметить лишь покупку Белоруссией очередной партии из 4-х новых учебно-боевых самолетов Як-130, а также намерения приобрести еще 8 машин. В сумме, при исполнении всех контрактов и намерений, Минск получит в свое распоряжение 20 самолетов такого типа. Помимо этого, белорусы приобрели 5 единиц зенитно-ракетных комплексов малой дальности Тор-М2Э и радиолокационную станцию "Противник-Г".
Российская же армия, согласно подписанному в Жуковском контракту, получит 3 корабельных зенитных ракетно-пушечных комплексов "Панцирь-М". МЧС же получит 2 обновленных транспортника Ил-76МД-90А.
Гражданская авиация: SuperJet-100 и МС-21 - спаситель
Интересной информацией, распространенной на МАКС-2015 стал прогноз "Объединенной авиастроительной корпорации" (ОАК) о глобальном рынке гражданской авиации на период до 2034 года. Прогнозы ОАК по потребностям России в самолетах на этот период несколько меньше, чем у Boeing и Airbus - если российская компания считает, что на рынке будет реализовано примерно 860 машин, то европейцы и американцы рассчитывают примерно в 1100 машин. Все компании сходятся в одном - что большинство машин будет реализовано в сегменте узкофюзеляжных самолетов с количество пассажиров более 120. По данным ОАК это будет спрос на 750 подобных машин, а российским предложением на "вакантные" места станет среднемагистральный МС-21, первый полет которого планируется в 2016 году. Российский гигант рассчитывает реализовать несколько сотен машин на отечественном рынке, а также побороться за места в мировом. Удастся ли реализовать эти планы мы начнем понимать в 2018-2020 годах, когда начнется серийное производство самолета. Кстати, интересным моментом стала конкуренция на МАКСе между "Объединенной двигателестроительной корпорацией" с перспективным отечественным двигателем ПД-14, и американской Pratt & Whitney с серийным двигателем PW1000G - оба мотора были продемонстрированы на авиасалоне. Летные испытания продукта от ОДК начнутся в ноябре этого года, однако есть сомнения, что ПД-14 успеют "довести" к моменту выпуска первых серийных МС-21, поэтому позиции готового "американца" пока кажутся сильнее.
Что же касается единственного в России гражданского самолета, находящегося в крупносерийном производстве - SukhoiSuperJet-100 (SSJ-100), то на авиасалоне были реализованы 32 машины с опционом на еще 28, которые также будут с высокой степенью вероятности реализованы. Таким образом, сумма сделки достигает $2 млрд. Также стало известно о намерениях "Аэрофлота" до конца года купить еще 20 машин. Тем не менее, этого пока мало, чтобы достичь целевого выпуска в 60 самолетов ежегодно. Единственная реальная надежда - иранский контракт на 100 SSJ-100, который может быть подписан после снятия со страны санкций.
Как итог, мы видим пятикратное падение количества подписанных контрактов на гражданскую авиацию по сравнению с МАКС-2013 - 60 (вместе с опционом на SSJ-100) против 278. Выручка ОАК же упала с $9 млрд до $2 млрд.
Летная программа и массовые посещения
Что касается летной программы - посетители ожидаемо увидели большую часть российских современных и перспективных боевых самолетов и вертолетов. Исключение составил штурмовой вертолет Ми-28 и пилотажная группа "Беркуты", летающая на таких машинах. После трагедии, случившейся совсем недавно - 2 августа, когда на конкурсе "Авиадартс" потерпел крушение Ми-28, а один из "Беркутов", полковник Игорь Бутенко, погиб, машину не рискнули пока везти на авиасалон, а уж пилотажной группе еще некоторое время надо будет "приходить в себя". Кроме того, в отличие от МАКС-2013, не было итальянский, французских и китайских пилотажных групп. Если с европейцами в нынешних условиях все понятно, то с китайцами не очень.
Количество же посетивших мероприятие примерно аналогично прошлому разу - окончательных данных за 30 августа пока нет, но приблизительное количество побывавших на авиасалоне за все дни уже понятно - примерно 450 тысяч человек.
Выводы
Официальных данных по стоимости военных контрактов, подписанных на авиасалоне нет. Однако их количество очень небольшое - примерно $100 млн за 2 Ил-76, $60 млн за 4 Як-130, $90 млн за 5 "Тор-М2Э", $30?40 за "Панцирь-М", $15?20 млн за запуск испанского спутника PEZ с помощью ракеты-носителя "Днепр". Количество десантных платформ П-7, проданных Иордании неизвестно, однако их стоимость не очень велика. В сумме мы имеем примерно $300 млн. Если прибавить это к "гражданке" и мелким сделкам, то получится примерно $2,5 млрд. Для примера, на МАКС-2013 было подписано соглашений на $21 млрд, а на МАКС-2011 - $16 млрд. Последний раз такие низкие деловые результаты были в 2007 году - $3 млрд. Конечно, контракты на авиасалонах - это больше шоу, так как все они составляются заранее, но тем не менее очевиден переходный период в российском авиастроении - все реальные новинки ожидаются через 2?3 года, а многие старые разработки постепенно теряют свой потенциал на рынке. От новинок зависит судьба российского авиастроения, а не "модернизированного советского".
ruWings © 2011-2022