11 сентября 2015 года в районе аэропорта Пулково самолет авиакомпании Turkish Airlines, заходивший на посадку по глиссаде, был вынужден уйти на второй круг по команде диспетчера. Решение об отправке на второй круг борта турецкой авиакомпании диспетчер принял в связи с обнаружением неопознанной цели, приближающейся к посадочному курсу. Экипаж авиакомпании Трансаэро, чей самолет также выполнял заход на посадку в Пулково, позже сообщил, что им был визуально обнаружен неопознанный вертолет ниже высоты полета. Вертолет выполнял полет в контролируемой зоне аэропорта, и не должен был находиться по курсу посадки пассажирских лайнеров. Разрешений на полеты вертолетов в этом классе воздушного пространства органами управления воздушным движением (УВД) не выдавалось, радиосвязь экипаж вертолета с диспетчером не вел.
15 сентября 2015 года вертолет AW119MKII совершил пролет контролируемой зоны вспомогательного диспетчерского пункта полета аэродрома Шереметьево без разрешения органа УВД.
В настоящее время региональные управления Росавиации совместно с компетентными органами проводят расследование этих событий с серьезными предпосылками к тяжелым авиационным происшествиям.
Росавиация уже неоднократно обращала самое пристальное внимание на то, что именно умышленные нарушения использования воздушного пространства являются основными факторами повышенной аварийности в авиации общего назначения. Действия пилотов, выполняющих полеты в контролируемых зонах, где на это требуется получение специального разрешения от диспетчерских служб, могут привести к катастрофичным последствиям, в том числе с участием самолетов большой пассажировместимости.
Усиление мер ответственности в отношении лиц, которые умышленно нарушают действующие правила производства полетов, в комплексе с техническими мероприятиями, повышением культуры производства полетов в АОН, может способствовать снижению уровня аварийности и дисциплинировать потенциальных нарушителей. По предложениям Росавиации для граждан штраф за умышленные нарушения должен составить 3 миллиона рублей, для должностных лиц - 7 миллионов рублей, и для юридических лиц - 12 миллионов рублей.
Также Росавиация считает необходимым в самое ближайшее время начать работу по оснащению всех воздушных судов авиации общего назначения аппаратурой автоматического зависимого наблюдения (АЗН-В), с помощью которой осуществляется контроль полета воздушного судна на малых высотах, а информация о полете передается авиадиспетчерам в целях предупреждения столкновения воздушных судов в воздухе.
Росавиация констатирует, что риски и угрозы умышленных нарушений использования воздушного пространства воздушными судами авиации общего назначения недооцениваются, вследствие чего эффективные меры реагирования, направленные на предупреждение умышленных нарушений в авиации общего назначения, до сих пор не приняты.
Только с начала сентября с воздушными судами авиации общего назначения произошло несколько серьезных авиационных происшествий.
04 сентября 2015 в районе н.п. Хмеленка (Тамбовская область) произошла катастрофа самолета "РУСЬ" RA-0224G, принадлежащего частному лицу. Выполнялись авиационно-химические работы. Заявки на выполнение полета не было. Пилот самолета погиб.
04 сентября 2015 в районе н.п. Восточный (Краснодарский край) произошла авария самолета М-12КА RA-2402G, принадлежащего частному лицу. В процессе аварийного приземления на лес самолет разрушился. Пилот и пассажиры были госпитализированы с легкими травмами.
12 сентября 2015 года при полете без уведомления над дельтой реки Селенга, Р.Бурятия, произошла авария самолета Корвет-J, пилот в тяжелом состоянии был госпитализирован. Пассажир в состоянии средней тяжести.
13 сентября 2015 в районе н.п. Просечье, Александро-Невского района, Рязанской области при производстве авиационно-химических работ столкнулся с землей легкий самолет С-2УТ "Синтал". Пилот погиб. Полет выполнялся без уведомления.
По всем случаям проводятся расследования.
ruWings © 2011-2022