На международным авиакосмическом салоне МАКС-2015 Томский политехнический университет представил ряд собственных разработок.
Одним из ключевых и наиболее интересных проектов в сфере космической и авиационной отрасли стал "Комплекс неразрушающего контроля качества соединений, полученных методом сварки трением с перемешиванием".
Данный комплекс разрабатывается ТПУ в соавторстве с Институтом физики прочности и материаловедения СО РАН, а также ОАО "Ракетно-космической корпорацией "Энергия" имени С.П. Королева" и является инновацией в сфере авиастроения.
На сегодняшний день одной из перспективных технологий, внедряемой в производство элементов ракетно-космической техники, является современный метод сварки - трение с перемешиванием. По этой технологии наиболее эффективно сваривать материалы, которые используются сейчас при создании новых космических кораблей. Кроме того, такой метод дает возможность соединения материалов, считающихся несвариваемыми. В отличие от традиционного метода, в процессе такой сварки не происходит плавление материала, а лишь нагревание его до пластического состояния, перемешивание и вытеснение в освобождающееся пространство. При этом сварное соединение получается практически такой же толщины, как и сам материал. При качественно выполненном соединении прочность этого шва превосходит прочность основного материала и во время испытаний он не трескается, что является несомненным преимуществом этого метода.
Но чтобы отвечать требованиям качества, крайне необходимо обеспечить максимальный контроль сварных соединений. В настоящий момент существуют проблемы контроля такого рода соединений, которые и должен решить роботизированный комплекс, представленный на выставке Томским политехническим университетом.
Разработчики комплекса задались целью создания и внедрения высокоэффективной технологии активно-пассивного контроля качества соединений, полученных данным методом сварки, для изготовления корпусных элементов ракетно-космической техники нового поколения. Важно заметить, комплекс способен производить неразрушающий контроль, что позволяет проводить испытания непосредственно на объекте, без повреждения материала.
В частности, разрабатывается тележка, которая способна осуществлять контроль несколькими способами и на разных уровнях. Применяется радиационный, ультразвуковой, тепловизионный контроль и ряд других. Это позволяет получить необходимую информацию по качеству сварного соединения, увидеть объемную картинку (в случае применения ультразвукового контроля) и выявить все существующие дефекты шва.
Сейчас проект находится в разработке, по плану его завершение намечено на конец этого года. "Данная разработка будет внедрена, потому что у нас уже есть заинтересованный промышленный партнер", - сообщил Александр Константинов, ведущий эксперт Центра трансфера технологий.
По словам разработчиков университета, можно осваивать и материалы для других целей, таких как автомобилестроение, судостроение и даже в пищевой промышленности, но в данном конкретном случае он планируется применяться в процессе создания ракетно-космической техники.
Авторы разработок полагают, что использование комплекса не приведет к значительному увеличению себестоимости конечной продукции. "Я не думаю, что данный комплекс сделает процедуру сварки более дорогостоящей, самое главное - такие методы позволят повысить надежность техники", - отметил Константинов.
Работы выполняются в рамках проекта по постановлению правительства № 218 (О мерах государственной поддержки российских образовательных организаций реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства).
ruWings © 2011-2022