Валерий Шелковников, член правления Всемирного фонда безопасности полетов, президент МКАА "Безопасность Полетов" прокомментировал для "РГ" катастрофу Ан-12 в Южном Судане:
- Что можно сказать о самолете Ан-12? Это машины-труженики. Начали выпускаться с 1957 года. Всего было сделано 1234 машины. За весь период эксплуатации было 222 авиационных происшествия.
Сейчас многие видят причину трагедии в возрасте разбившегося самолета. Но хочу заметить следующее. Американский самолет С-130 "Геркулес" эксплуатируется уже почти 50 лет и поднялся в воздух на 4 года раньше нашего Ан-12. Эти машины очень похожи: у них по 4 турбовинтовых двигателя примерно с одинаковой мощностью, ненамного различается взлетная масса и крейсерская скорость. Так вот американцы не побоялись объявить, что продляют своему "Геркулесу" ресурс до 2030 года. Но, конечно, для этого они обязались сделать многое - доработать двигатели, авионику, создать мощную систему диагностики.
Надо сказать, что в историю авиации самолет Ан-12 вошел как один из самых удачных советских крылатых "грузовиков". Сегодня их остались считанные единицы.
Авиационные происшествия с самолетом Ан-12
31 января 1959 года - Ан-12 ВВС СССР 1958 года выпуска потерпел катастрофу при взлете в аэропорту Витебск из-за самопроизвольного неожиданного изменения положения триммера руля высоты. В живых остался лишь стрелок-радист, находившийся в хвостовой части фюзеляжа.
7 декабря 1963 года - Ан-12 гражданской авиации после взлета в Киренске потерпел катастрофу из-за проблемы подачи топлива в двигатели N 1 и N 2, их остановки и отказа автоматической системы флюгирования. Самолет потерял управление и разбился.
6 марта 1967 года - Ан-12 Полярной авиации потерпел катастрофу при взлете в Салехарде из-за отказа системы "уборка - выпуск" закрылков. Погибли пять членов экипажа.
1 октября 1970 года - Ан-12 гражданской авиации потерпел катастрофу после взлета из аэропорта Мыс Каменный из-за первоначального отказа двух двигателей, резкого падения мощности третьего по причине проблем в топливной системе. Погибли восемь человек, находившихся на борту.
1 мая 1974 года - Ан-12 гражданской авиации разбился после выполнения аварийного (срочного) взлета с полярной станции СП-22 в Северном Ледовитом океане из-за столкновения с ледяными торосами по курсу взлета. Причиной немедленного взлета явилось неожиданное разрушение ледового аэродрома. Из 16 человек, находившихся на борту, погиб один. Самолет сгорел.
13 января 1987 года - Ан-12 ВВС Эфиопии потерпел катастрофу после взлета в аэропорту Асмара (Эритрея). Погибли 54 военнослужащих, находившихся на борту.
19 октября 1987 года - Ан-12 авиационной промышленности потерпел катастрофу при взлете с аэродрома Комсомольск-на-Амуре. Командир пытался взлететь с взлетно-посадочной полосы, покрытой снегом, с попутным ветром, ночью. Самолет не смог "оторваться с последней плиты", врезался в гаражные постройки за пределами аэродрома, загорелся. Все девять пассажиров, находившихся на борту, погибли.
10 августа 1990 года - Ан-12 ВВС Афганистана потерпел катастрофу сразу после взлета. 83 человека, находившихся на борту, погибли.
20 августа 1993 года - Ан-12 гражданской авиации N RA-11375. Произошло авиационное происшествие при взлете из аэропорта Славгород. Сразу после взлета на высоте 40-60 метров отказали два двигателя из-за столкновения с птицами. Самолет упал в 8 км от аэродрома и загорелся. Никто не пострадал.
4 февраля 1998 года - Ан-12, зарегистрированный в Болгарии, принадлежащий болгарской авиакомпании Air Sofia и переданный в лизинг португальскому оператору Air Luxor, потерпел катастрофу при взлете из португальского аэропорта Terceira-Lajes. Самолет перевозил почту на Азорские острова. Сразу после взлета отказал двигатель N 3, и самолет стало уводить вправо. Через шесть секунд отказал двигатель N 4. Через некоторое время самолет свалился в штопор и столкнулся с небольшим холмом, расположенным в нескольких сотнях метров от торца взлетно-посадочной полосы. Погибли все семь человек, находившихся на борту.
23 июля 1998 года - Ан12 гражданской авиации N RA-11886 потерпел авиационное происшествие при взлете с аэродрома Пушкин. Двигатель N 4 отказал в момент отрыва, правое крыло задело за землю. Самолет приземлился на взлетно-посадочную полосу, затем сошел с ВПП на расстоянии 250-300 метров и загорелся. Никто не пострадал.
11 августа 1998 года - экипаж самолета Ан-12 1968 года выпуска взятый в лизинг у Украины ангольской авиакомпанией Alada Empresa de Transportes Aereos выполнял полет в аэропорт Saurimo (Ангола). При посадке самолет выкатился за пределы ВПП. Из 13 человек находившихся на борту погиб украинский пилот. По имеющимся данным, предыдущая регистрация самолета была российская — RA-12346.
26 августа 1998 года - экипаж самолета АН-12 1964 года выпуска белорусской авиакомпании Techaviaservice следовал из аэропорта Luanda-4 de Fevereiro (Ангола). Через 40 минут полета экипаж сообщил об отказе двух двигателей. Возвращаясь на аэродром вылета, не в состоянии выдерживать высоту, самолет столкнулся с землей и загорелся. Погибли все 13 человек, находившиеся на борту.
24 октября 1998 года - экипаж Ан-12 1961 года выпуска, авиакомпании Centrafrican Airlines (ЦАР) выполнял полет из аэропорта Goma (Демократическая Республика Конго) в аэропорт Kigali(Руанда). Командир без объяснения причин отклонился от маршрута в сторону Kisangani (500 км от аэропорта назначения) и вскоре исчез. Нашли самолета только 1 августа 1990 года. Все три члена экипажа погибли.
11 ноября 1998 года - экипаж самолета А-12 1968 года выпуска российской авиакомпании Вилюй выполнял полет из Красноярска в Мирный. При взлете в условиях сильного обледенения и ливневого снега при взлете самолет потерпел катастрофу. Все 13 человек находившихся на борту погибли.
14 декабря 1998 года - Ан-12 1964 года выпуска украинской авиакомпании Khors Air находясь на эшелоне был сбит силами UNITA в районе аэродрома Kuito (Ангола). Все 10 человек находившихся на борту погибли.
17 декабря 1998 года - командир самолета Ан-12 ангольской авиакомпании Zanex при уходе на второй круг из-за внезапного появления машины на ВПП аэропорта Saurimo столкнулся с объектом. Один человек из 10 находившихся на борту погиб.
27 декабря 1998 года - самолет Ан-12 при следовании на аэродром Lukapa (Ангола) был сбит ПЗРК силами UNITA. Все четыре члена экипажа погибли.
2 февраля 1999 года - экипаж самолета Ан-12 1963 года выпуска принадлежащий компании Santa Cruz Imperial (ОАЭ) из-за пожара двигателя упал в жилом квартале Луанды(Ангола). Погибли все 11 человек, находившиеся на борту. На земле погибли 13 человек. Все четыре члена экипажа были гражданами России.
1 июля 1999 года - Ан-12 1968 года ангольской авиакомпании Savanair при заходе на посадку в аэропорт Luanda-4 был подбит ПЗРК силами UNITA. Все пять членов экипажа были гражданами России. Один пилот погиб, остальные были взяты в заложники.
24 марта 2000 года - экипаж самолета Ан-12 1968 года выпуска авиакомпании Sky Cabs (Шри Ланка) выполнял полет из аэропорта Bangkok (Тайланд) в аэропорт Colombo (Шри Ланка). В сложных метеоусловиях были три неудачные попытки приземлиться. Топливо закончилось, двигатели остановились, и самолет упал на дома. Шесть человек из 8 на борту погибли. На земле погибли три человека.
22 мая 2001 года - экипаж самолета Ан-12 1970 года выпуска ВВС России выполнял полет с военного аэродрома Ржев в Тамбов. Через семь минут после взлета из-за отказа двигателя самолет свалился в штопор. Все семь человек погибли.
27 января 2002 года - экипаж самолета Ан-12 ВВС Анголы при заходе на посадку на аэродроме Luena (Ангола) в условиях ливневого дождя столкнулся с деревьями. Из 40 человек на борту погибли пять.
7 февраля 2002 года - Ан-12 1069 года выпуска украинской авиакомпании Volare Aviation Enterprise при заходе на посадку в аэропорт Algiers-Houari Boumediene (Алжир) столкнулся с горой на высоте 9000 футов. Погибли все восемь человек.
15 февраля 2002 года - экипаж самолета Ан-12 1964 года выпуска молдавской авиакомпании Tiramavia при следовании в аэропорт Monrovia (Либерия) запросил аварийную посадку (предположительно из-за отказа двигателя). Один человек из 10 находившихся на борту погиб.
17 ноября 2003 года - экипаж Ан-12 1965 года выпуска суданской авиакомпании Sarit Airlines при посадке на аэродром Wau (Южный Судан) потерпел катастрофу. Все 13 человек находившихся на борту погибли.
5 октября 2004 года - экипаж самолета Ан-12 1970 года выпуска суданской авиакомпании Sarit Airlines следовал в аэропорт Juba (Южный Судан). Из-за проблем в работе двигателя запросил авиарийную посадку в Heglig. Спасатели нашли самолет разрушенным. Все четыре члена экипажа, граждане России погибли.
8 января 2005 года - экипаж самолета Ан-12 1964 года выпуска авиакомпании Service Air (ДРК) сразу после взлета из аэропорта Entebbe (Уганда) сообщил о проблемах с двигателем и в дальнейшем упал в джунгли. Все шесть человек находившихся на борту погибли.
25 мая 2005 года - экипаж Ан-12 1964 года выпуска авиакомпании Victoria Air (ДРК) выполнял пассажирский рейс из аэропорта Goma (ДРК). Через 30 минут после взлета самолет упал. Все 27 человек, находившиеся на борту, погибли.
29 июля 2007 года - экипаж самолет Ан-12 1964 года выпуска российской авиакомпании Атран вылетел из Домодедова. Сразу после взлета самолет столкнулся с птицами, отказали два двигателя и Ан-12 упал в лес. Все семь человек находившихся на борту погибли.
7 сентября 2007 года - экипаж самолета Ан-12 1963 гола выпуска авиакомпании Galaxy Incorporation (ДРК), принадлежащей грузинскому перевозчику Transaviaservice при заходе на посадку в аэропорту Goma(ДРК) сошел с ВПП и загорелся. Все восемь человек находившихся на борту погибли. Экипаж был смешанный: два грузина, два украинца и один конголезец.
29 сентября 2007 года - экипаж Ан-12 1970 года выпуска авиакомпании Business and Cargo Company (ДРК) выполнял полет из аэропорта Kisangani (ДРК). Вскоре после взлета самолет исчез. Погибли все семь членов экипажа, граждане России. В ноябре 2012 года команда во главе с исследовательницей Dr. Terese Hart обнаружила в тропическом лесу останки самолета Ан-12.
8 ноября 2007 года - экипаж самолета Ан-12 1963 года выпуска суданской авиакомпании Juba Air Cargo выполнял полет из аэропорта Khartoum (Судан). Через две минуты после взлета командир доложил об отказе двигателя из-за столкновения с птицами. При заходе на посадку на аэродроме вылета столкнулся с проводами, не долетая до ВПП 700 метров. Два солдата на земле погибли.
ruWings © 2011-2022