Киев запретил российским авиаперевозчикам осуществлять транзитные полеты в небе над Украиной. Запрет вступает в силу 26 ноября. Российским авиакомпаниям придется выстраивать маршруты в обход Украины, что приведет к увеличению времени в полете на таких направлениях, как Молдавия, Румыния, Болгария, Италия. Минтранс прогнозирует рост цен на авиабилеты.
Украина запретила российским авиакомпаниям использовать украинское пространство для транзитных полетов. Об этом сообщил премьер-министр Украины Арсений Яценюк на заседании правительства. Позднее соответствующее объявление было сделано министерством инфраструктуры Украины. Запрет вступит в силу в 1.00 мск 26 ноября 2015 года (полночь по киевскому времени). Свое решение Яценюк объяснил тем, что Россия не согласилась выполнить условия, выдвинутые Киевом. Объявление о таком решении было сделано ровно через месяц после полного прекращения прямого авиасообщения между двумя странами.
"Россия, как всегда, не согласилась на законные условия украинской стороны. Поэтому правительство Украины принимает решение относительно введения запрета на все транзитные перелеты для всех российских авиакомпаний через авиационные пространство Украины", - заявил украинский премьер.
Киев настаивал на прекращении полетов российских авиакомпаний в Крым, а также на снятии запретов на осуществление авиаперевозок украинскими авиакомпаниями в пункты на территории России и на транзитные полеты украинских перевозчиков над российской территорией.
В середине сентября президент Украины Петр Порошенко подписал указ о введении санкций против российских компаний, в том числе 25 авиаперевозчиков. В конце сентября российский Минтранс ввел зеркальный запрет в отношении украинских авиакомпаний на выполнение полетов по российским маршрутам с 25 октября (начало зимнего сезона в авиации). После этого Украина запретила осуществлять прямое авиасообщение между странами не подпавшему изначально под санкции авиаперевозчику "ЮТэйр". С 25 октября между Россией и Украиной не выполняются прямые авиарейсы.
В конце октября Росавиация предприняла попытку наладить отношения с Украиной. Но на письмо с предложениями по возобновлению авиасообщения между странами украинские власти не ответили. Украинская сторона назвала позицию Росавиации "неприемлемой для Украины", указав, что прекращение полетов в Крым является одним из главных условий для начала переговоров.
Ответить зеркальными мерами на запрет транзитных полетов над Украиной у России уже не получится: транзит украинским авиакомпаниям через российское воздушное пространство был запрещен еще в августе прошлого года.
Украинские авиаперевозчики не пролетают над российской территорией, подтвердили в Росавиации. Для выполнения полетов в Азербайджан, Грузию, Армению и Турцию, которые до августа 2014 года пролегали в том числе через воздушное пространство России, теперь используется небо над Черным морем.
Тогда в качестве зеркальной меры украинские авиавласти частично ограничили транзит крупнейшим российским авиакомпаниям - "Аэрофлоту" и "Трансаэро". Нынешнее решение Яценюка предусматривает полный запрет на транзит над украинской территорией для всех российских авиакомпаний без исключения.
Пока официального уведомления о запрете на транзитные полеты над украинской территорией не получили ни российские авиакомпании, ни Росавиация. В ведомстве уже назвали такой шаг "малоактуальным для отечественной авиации".
Оценить потери российских авиаперевозчиков еще предстоит. Но уже ясно, что прежде всего запрет на пользование украинским воздушным пространством скажется на пролегании маршрутов из пунктов России в города Молдавии, Болгарии, Румынии, частично Греции, Турции и Италии.
Время в полете в Молдавию может увеличиться на 1,5 часа, по другим направлениям (Румынию и Болгарию) - на час. Это приведет к росту трат на авиатопливо.
Как заявил замминистра транспорта Валерий Окулов, необходимость менять маршрут полета спровоцирует увеличение цен на авиабилеты по этим направлениям.
Запрет негативно скажется и на украинской стороне.
Убытки госпредприятия по обслуживанию воздушного движения Украины "Украэрорух" от прекращения транзитных полетов российских авиакомпаний могут составить до €30 млн ежегодно, заявил министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский.
"Других потерь не должно быть", - отметил министр. Предприятие уже потеряло около €10 млн (11% от общей выручки) из-за прекращения прямого авиасообщения 25 октября, заявил директор "Украэроруха" Дмитрий Бабейчук.
Несмотря на прекращение прямого авиасообщения, Россия оставалась одним из крупнейших пользователей украинским воздушным пространством и после 25 октября. По словам Бабейчука, "топ-5 пользователей украинского воздушного пространства (транзит и прямое авиасообщение) - это авиакомпании из Украины, России и Турции". Он добавил, что после 25 октября, когда прекратились прямые рейсы из Украины в Россию, транзитом через Украину чаще остальных авиаперевозчиков пользовались такие авиакомпании, как "Оренбургские авиалинии" (входит в группу "Аэрофлот"), Nord Wind ("Северный ветер", выполняет чартерные перевозки по заказу туроператора "Пегас Туристик"), Azur Air (входит в туристическую группу Anex Tourism Group, выполняет чартерные перевозки для туроператора Anex Tour).
Впрочем, эти компании в основном использовали транзит через Украину в рамках полетов на египетские курорты, которые теперь под запретом. Да и чартерные рейсы в Турцию, куда российские перевозчики частично летали через украинское воздушное пространство, теперь тоже массово отменяются.
Сильнее всего пострадает именно молдавское направление, отмечают аналитики. "Продолжительность полета в Молдавию увеличится в наибольшей пропорции, и на этом направлении увеличатся конкурентные преимущества местных авиакомпаний", - пояснил "Газете.Ru" главный редактор "Авиапорта" Олег Пантелеев. Российским авиаперевозчикам придется выстраивать маршрут с разворотом над территорией Румынии.
Если ранее рейс из Москвы в Кишинев занимал около двух часов, то теперь время может увеличиться до трех с половиной часов.
Частично запрет затронет и рейсы в Италию, что также может спровоцировать отток пассажиров с российских авиакомпаний на иностранных перевозчиков. Что касается рейсов в Болгарию, то основную часть пассажиропотока обслуживали российские авиакомпании, и увеличение времени в полете вряд ли приведет к существенному падению их конкурентоспособности.
ruWings © 2011-2022