Группа "Аэрофлот" (далее "Группа", тикер на Московской Бирже: AFLT) сегодня опубликовала промежуточную финансовую отчетность за девять месяцев 2015 года, подготовленную в соответствии с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности.
Ключевые операционные и финансовые результаты Группы "Аэрофлот" за 9 месяцев 2015 года:
"Результаты, которые мы публикуем сегодня, отражают успешную реализацию наших инициатив, направленных на повышение эффективности бизнеса Группы в сложных экономических условиях. На фоне общего сокращения объемов авиаперевозок в России Группа по итогам девяти месяцев 2015 года продемонстрировала рост пассажиропотока на 13,3%, увеличив долю рынка по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Благодаря росту операционных показателей выручка Группы за отчетный период увеличилась на 30,8%. В то же время наша работа по оптимизации парка воздушных судов и сокращению издержек позволила сдержать рост операционных расходов, несмотря на значительные изменения валютных курсов. В результате показатели рентабельности EBITDA и EBITDAR увеличились на 5,5 и 8,6 процентных пункта до 15,5% и 25,6% соответственно. Кроме того, по итогам третьего квартала 2015 года Группа показала чистую прибыль в размере 5,4 млрд руб., а за 9 месяцев этот показатель составил 1,8 млрд рублей.
В сентябре-ноябре 2015 года Группа "Аэрофлот" эффективно выполнила поставленную Правительством РФ задачу по осуществлению перевозок пассажиров авиакомпании "Трансаэро", предотвратив риски перебоев в работе гражданской авиации. Успешная реализация данного антикризисного проекта будет способствовать дальнейшему увеличению нашего пассажиропотока и маршрутной сети, а также прибыльному росту Группы "Аэрофлот" по мере восстановления российской экономики".
Основные производственные показатели
Показатель | 9 мес. 2015 | 9 мес. 2014 | Изменение |
---|---|---|---|
Пассажиропоток, тыс. чел. | 30 053,5 | 26 530,8 | 13,3% |
- международные перевозки | 17 779,2 | 13 286,8 | (7,6%) |
- внутренние перевозки | $13537,8 | 13 244,0 | 34,2% |
Пассажирооборот, млн пкм | 74 453,4 | 69 108,8 | 7,7% |
- международные перевозки | 40 183,8 | 42 732,0 | (6,0%) |
- внутренние перевозки | 34 269,6 | 26 376,8 | 29,9% |
Предельный пассажирооборот, млн ккм | 93 940,6 | 87 297,5 | 7,6% |
- международные перевозки | 50 933,7 | 55 037,3 | (7,5%) |
- внутренние перевозки | 43 006,9 | 32 260,2 | 33,3% |
Занятость кресел, % | 79,3% | 79,2% | 0,1 п.п. |
- международные перевозки | 78,9% | 77,6% | 1,3 п.п. |
- внутренние перевозки | 79,7% | 81,8% | (2,1 п.п.) |
За первые 9 месяцев 2015 года Группа "Аэрофлот" перевезла 30,1 млн пассажиров, что на 13,3% превышает результат аналогичного периода прошлого года.
Основные финансовые показатели
Млн руб., если не указано иное | 9 мес. 2015 | 9 мес. 2014 | Изменение |
---|---|---|---|
Выручка | 309 510 | 236 698 | 30,8% |
EBITDAR3 | 79 187 | 40 180 | 97,1% |
Рентабельность EBITDAR | 25,6% | 17,0% | $8,6 п.п. |
EBITDA1 | 47 846 | 23 559 | 103,1% |
Рентабельность EBITDA | 15,5% | 10,0% | 5,5 п.п. |
Операционная прибыль | 36 808 | 13 662 | 169,4% |
Рентабельность опер. прибыли | 11,9% | 5,8% | 6,1 п.п. |
Прибыль/(убыток) за период | 1 826 | (3 563) | - |
Выручка
Млн руб., если не указано иное | 9 мес. 2015 | 9 мес. 2014 | Изменение |
---|---|---|---|
Выручка от пассажирских перевозок | 262 080 | 202 174 | 29,6% |
в т.ч. регулярные перевозки | 258 219 | 188 834 | 36,7% |
чартерные перевозки | 3 861 | 13 340 | (71,1%) |
Выручка от грузовых перевозок | 6 482 | 5 968 | 8,6% |
Прочая выручка | 40 948 | 28 556 | 43,4% |
Выручка итого | 309 510 | 236 698 | 30,8% |
Выручка Группы "Аэрофлот" за 9 месяцев 2015 года увеличилась на 30,8% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и составила 309 510 млн руб., что объясняется ростом выручки от регулярных пассажирских перевозок и прочей выручки.
На фоне роста пассажиропотока Группы за 9 месяцев 2015 года на 13,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выручка от регулярных пассажирских перевозок увеличилась на 36,7% и составила 258 219 млн руб. Выручка от чартерных перевозок снизилась на 71,1% до 3 861 млн руб., что связано со стратегией Группы по сокращению присутствия в данном рыночном сегменте и с общей рыночной динамикой туристических перевозок.
Выручка от грузовых перевозок за 9 месяцев 2015 года увеличилась на 8,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года несмотря на снижение объемов перевозок грузов и почты на 4,6%, что объясняется ростом доходных ставок в данном сегменте.
Прочая выручка увеличилась на 43,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 40 948 млн руб., что в основном обусловлено ростом номинированных в иностранной валюте доходов по соглашениям с авиакомпаниями вследствие изменения валютного курса.
Операционные расходы
Млн руб., если не указано иное | 9 мес. 2015 | 9 мес. 2014 | Изменение |
---|---|---|---|
Обслуживание воздушных судов и пассажиров | 56 333 | 45 361 | 24,2% |
Расходы на оплату труда | 40 643 | 38 225 | 6,3% |
Расходы по операционной аренде | 31 341 | 16 621 | 88,6% |
Техническое обслуживание воздушных судов | 21 809 | 16 430 | 32,7% |
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы | 17 790 | 14 303 | 24,4% |
Амортизация и таможенные пошлины | 11 038 | 9 897 | 11,5% |
Прочие расходы/доходы, нетто | 22 747 | 17 461 | 30,3% |
Операционные расходы за исключением авиационного топлива | 201 701 | 158 298 | 27,4% |
Расходы на авиационное топливо | 71 001 | 64 738 | 9,7% |
Операционные расходы итого | 272 702 | 223 036 | 22,3% |
Расходы на авиационное топливо за 9 месяцев 2015 года увеличились на 9,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 71 001 млн руб., что связано с ослаблением курса рубля, а также увеличением объемов перевозок. Без учета эффекта валютного курса расходы на авиационное топливо снизились на 19,3% за счет снижения цен на нефть и реализации Группой мер по повышению топливной эффективности.
Операционные расходы, за исключением расходов на авиационное топливо, увеличились на 27,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 201 701 млн руб.
Расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров составили 56 333 млн руб., увеличившись на 24,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что в основном связано с изменением курса рубля к мировым валютам. Без учета эффекта валютного курса данные расходы увеличились на 7,1%, в основном за счет расширения масштабов деятельности и роста пассажиропотока, а также изменения тарифов на услуги.
Расходы на оплату труда увеличились на 6,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 40 643 млн руб. в основном в результате роста рублевого эквивалента зарплат сотрудников международных представительств Аэрофлота, а также дополнительных мотивационных выплат бортовым экипажам.
Расходы по операционной аренде воздушных судов составили 31 341 млн руб., увеличившись на 88,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в основном за счет изменения курса рубля к мировым валютам (данный вид расходов практически полностью номинирован в долларах США). Дополнительное влияние оказало расширение парка воздушных судов (чистое увеличение числа воздушных судов в операционной аренде составило 17 самолетов или 9,3% по сравнению с 30 сентября 2014 года), а также рост ставки LIBOR в течение отчетного периода.
Расходы на техническое обслуживание воздушных судов увеличились на 32,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 21 809 млн руб. в основном в связи с изменением курса рубля к мировым валютам. Без учета эффекта валютного курса расходы по данной статье увеличились на 10,4%.
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы увеличились на 24,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 17 790 млн руб. Увеличение расходов по данной статье связано с ростом коммерческих и маркетинговых расходов, номинированных долларах США и евро.
Расходы на амортизацию и таможенные пошлины увеличились на 11,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 11 038 млн руб., что связано с поступлением в состав парка воздушных судов Группы шести новых лайнеров Boeing 777-300ER по договорам финансового лизинга в течение прошлого года.
Прочие расходы/доходы (нетто) увеличились на 30,3% до 22 747 млн руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в связи с ростом расходов на обслуживание систем продаж, а также расходов, связанных с продажей товаров duty free на борту. Положительное влияние на данную статью оказало возмещение топливного акциза в результате законодательных изменений в РФ.
В результате влияния вышеуказанных факторов операционная прибыль Группы за 9 месяцев 2015 года составила 36 808 млн руб. (11,9% от выручки). Показатель EBITDAR составил 79 187 млн руб. при увеличении рентабельности на 8,6 п.п. до 25,6%.
Неоперационные прибыли и убытки
Млн руб., если не указано иное | 9 мес. 2015 | 9 мес. 2014 | Изменение |
---|---|---|---|
Операционная прибыль | 36 808 | 13 662 | 169,4% |
Финансовые доходы | 7 987 | 1 684 | 374,3% |
Финансовые расходы | (21 116) | (18 609) | 13,5% |
Реализация результата хеджирования | (15 731) | - | - |
Доля в финансовых результатах ассоциированных предприятий | (28) | 22 | - |
Прибыль/(убыток) до налогообложения | 7 920 | (3 241) | - |
Расход по налогу на прибыль | (6 094) | (322) | - |
Прибыль/(убыток) за период | 1 826 | (3 563) | - |
Финансовые доходы за 9 месяцев 2015 года увеличились более чем в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 7 987 млн руб., что объясняется преимущественно положительными курсовыми разницами при возврате предоплат по воздушным судам, процентами по депозитам, а также положительным эффектом от переоценки производных финансовых инструментов, не учитываемых по правилам хеджирования
Увеличение финансовых расходов до 21 116 млн руб. за 9 месяцев 2015 года в основном связано с обесценением займа, выданного "Трансаэро", а также увеличением процентных расходов и реализованным убытком по производным финансовым инструментам, не учитываемых по правилам хеджирования.
Убыток от реализации результата хеджирования составил 15 731 млн руб. и обусловлен исполнением обязательств по производным финансовым инструментам, отраженным в капитале, а также реализованным результатом хеджирования выручки в долларах США лизинговыми обязательствами в той же валюте.
В результате влияния вышеуказанных факторов чистая прибыль Группы по итогам 9 месяцев 2015 года составила 1 826 млн руб.
Долговая нагрузка
Млн руб., если не указано иное | 30.09.2015 | 31.12.2014 | Изменение |
---|---|---|---|
Кредиты и займы | 40 311 | 24 203 | 66,6% |
Финансовая аренда | 154 986 | 149 278 | 3,8% |
Пенсионные обязательства | 734 | 659 | 11,4% |
Таможенные пошлины | - | 169 | - |
Общий долг | 196 031 | 174 309 | 12,5% |
Денежные средства и краткосрочные финансовые инвестиции | 34 151 | 27 508 | 24,1% |
Чистый долг | 161 880 | 146 801 | 10,3% |
Чистый долг/EBITDA | 3,3х | 5,9х | - |
Общий долг по состоянию на 30 сентября 2015 года увеличился на 12,5% по сравнению с показателем на 31 декабря 2014 года и составил 196 031 млн руб. в основном за счет увеличения кредитов и займов, а также переоценки обязательств по финансовому лизингу.
По состоянию на 30 сентября 2015 года объем невыбранных лимитов по кредитным линиям, доступным Группе "Аэрофлот" в крупнейших российских и международных банках, составлял 22,8 млрд руб.
ruWings © 2011-2022