Генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ), академик РАН Евгений Каблов 27 ноября 2015 года выступил с докладом на технологическом семинаре, который прошел в УК "Роснано" и был посвящен применению нанотехнологий в авиастроении.
Открывая мероприятие, председатель правления УК "Роснано" Анатолий Чубайс акцентировал внимание на важности нанотехнологий для развития отечественного авиастроения и экономики России в целом, а также отметил большой опыт ВИАМ в данном направлении, сообщил ресурс машиностроения i-mash.ru.
"ВИАМ - лучшая команда материаловедов в нашей стране, а Евгений Николаевич - один из сильнейших руководителей, ученый с мировым именем", - сказал Анатолий Чубайс.
Как заявил Евгений Каблов, "без научно-технологического прогноза, без стратегического направления развития в области материалов и технологий нельзя создать что-то новое. В этой связи ВИАМ совместно с институтами РАН разработал стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года, в которых нанотехнологии и наноматериалы занимают особое место".
Евгений Каблов отметил, что в ВИАМ были определены принципы создания материалов нового поколения.
"Мы не говорим о новых материалах, мы говорим о материалах нового поколения, которые невозможно создать без фундаментальных исследований, - подчеркнул он. - Разрабатывать данные материалы очень важно с учетом "зеленых" технологий, чтобы избежать негативного воздействия на окружающую среду".
"Не менее важный вопрос - реализация полного цикла изделия, а также следование принципу неразрывности "материал-технология-конструкция", - добавил руководитель ВИАМ.
В настоящее время, по словам Евгения Каблова, одним из перспективных и быстроразвивающихся направлений в создании современных материалов является модифицирование полимерных композиционных материалов наноразмерными частицами с целью придания им специальных свойств.
"В случае наномодифицирования конструкционных композитов на основе углеродных армирующих наполнителей наиболее подходят фуллероидные наночастицы: фуллерены, астралены, нанотрубки, состоящие на 99,9% из углерода", - сообщил генеральный директор ВИАМ.
Евгений Каблов также отметил, что для разработки нового поколения высокодеформативных полимерных связующих, модифицированных наночастицами, необходимо, в числе прочего, решить ряд задач по классификации и описанию наночастиц, используемых для этих связующих. По его словам, развитие всепогодной авиации, внедрение углеродных композиционных материалов, а также оснащение самолетов современными электронными устройствами привело к повышению внимания к вопросам обеспечения безопасности полетов и молниезащищенности самолетов.
"ВИАМ разрабатывает системы молниезащиты на основе углеродных тканей и полимерных связующих, модифицированных углеродными наночастицами. Как было установлено в ходе исследований, введение в полимерную матрицу углеродных наномодификаторов - фуллеренов, астраленов и нанотрубок - не только позволяет увеличить трансверсальную электропроводность между слоями углеродной ткани, но и увеличить число направлений рассеивания энергии электрического разряда", - уточнил он.
В завершение своего выступления Евгений Каблов обозначил ряд задач, которые, по его мнению, будут способствовать дальнейшему развитию нанотехнологий в нашей стране.
"Необходимо подготовить прогноз научно-технологического развития наноматериалов и нанотехнологий, в том числе с привлечением государственных научных центров. Предусмотреть в долгосрочном плане Роснано научно-технологическую составляющую, исходя из перспектив реализации исследований и разработок. Разработать стратегические направления развития наноматериалов и нанотехнологий на долгосрочный период. Наконец, реализовать пилотный проект по формированию рынка интеллектуальной собственности в области наноматериалов на базе Фонда инфраструктурных и образовательных программ Роснано", - заявил генеральный директор ВИАМ.
В заключение Анатолий Чубайс поблагодарил Евгения Каблова за интересное выступление и развернутые ответы на вопросы.
ruWings © 2011-2022