Европейское агентство авиационной безопасности вводит новые правила медосмотра пилотов гражданской авиации. После трагедии с немецким аэробусом, который в марте 2015 года по воле одного из летчиков разбился в горах и унес жизни 144 пассажиров, было решено проводить психологические оценки пилотов.
В России, к слову, такие обследования проводят уже давно, рассказала "РГ" главврач Центральной клинической больницы гражданской авиации Наталья Забродина. Помимо регулярных проверок психологами летчики проходят такие тесты после длительного отпуска. Кроме того, в 2002 году обязательным стало психологическое обследование кандидатов на обучение пилотами, штурманами и авиадиспетчерами. Такую же проверку проходит и тот, кто хочет стать командиром судна. В России при каждой крупной авиакомпании есть психологи, которые ведут летчиков, диспетчеров, наземные службы, говорит Забродина. В Европе сейчас психологические тесты не проводятся, да и в мире нет единой системы подготовки летных психологов. Между тем это только одно из шести новых правил, которые рекомендовала принять рабочая группа, созданная после трагедии немецкого авиалайнера. Большинство из них в России также уже действуют.
Вторая рекомендация касается обязательного присутствия в кабине пилотов двух членов экипажа. Ведь именно тот факт, что летчик Андреас Любитц остался один в кабине, позволило ему взять управление самолетом на себя. В российских правилах такая норма есть с 2009 года, отмечает Наталья Забродина. Третье предложение - выборочные проверки членов экипажа на употребление наркотиков и алкоголя. В нашей стране такие химико-токсикологические исследования проводятся в рамках обязательного медосмотра.
В Швеции пошли по другому пути. Если пилота поймают нетрезвым за рулем своего автомобиля, то об этом факте полиция обязана сообщить его начальству. В этом случае его могут отстранить от полетов.
Четвертая рекомендация - создание надежной системы контроля за действиями медицинских экспертов. Что касается нас, то сейчас из Воздушного кодекса исключили статью о сертификации врачебно-летных экспертных комиссий. Все данные по экспертизе здоровья летчиков поступают в Центральную врачебно-летную комиссию. Формируется ежегодный отчет по количеству допущенных и недопущенных пилотов с уточнением причин. Все это собирается воедино и анализируется.
Скоро, по словам Забродиной, в России появится единая карта здоровья летчика, а значит, и реестр всего персонала.
Пятый пункт - баланс между врачебной тайной и общественной безопасностью, который еще только предстоит найти. По действующему российскому закону эту тайну можно нарушить, например, при угрозе распространения инфекционных болезней. Сюда же предлагается включить и сведения о здоровье авиационного персонала.
Шестой пункт рекомендаций связан с возможностью анонимно сообщить начальству о нарушении правил безопасности полетов. Между тем, ни профсоюзы летчиков, ни европейские авиакомпании пока не заинтересованы в новых правилах, которые могут быть введены в течение двух лет. Слишком уж затратно. Но какое значение может иметь их мнение, если речь в первую очередь идет о здоровье и безопасности пассажиров, говорит Наталья Забродина.
ruWings © 2011-2022