Дата: | 01.03.1980 | ? |
Время: | 00:00:00 | ? |
Государство: | Россия | ? |
Место происшествия: | Аэропорт Оренбург - Центральный | ? |
Тип воздушного судна: | Ту-154А | ? |
Оператор: | Аэрофлот МГА СССР | ? |
Подразделение: | Западно-Сибирское УГА, Толмачевский ОАО | ? |
Тип авиационного происшествия: | Авария | ? |
Стадия полета: | Посадка | ? |
Причины: | Ошибка служб УВД, Ошибка экипажа, | ? |
Организация, проводившая расследование: | ||
Ссылка на отчет о расследовании: |
Описание происшествия:
01. 03. 80. экипаж Толмачевского ОАО под управлением КВС Карпова Н. П. выполнял рейс 3324 по маршруту Симферополь – Сочи – Оренбург - Новосибирск.
После посадки в аэропорту Сочи экипаж приступил к проведению предполетной подготовки. Штурман Попов Ю. И. указал в штурманском бортжурнале запасный аэродром Актюбинск, который не отвечал требованиям НПП ГА-78 п. 5. 2. 5, в то время, как КВС выбрал запасными аэродромы Уфу, Челябинск, о чем была сделана запись в журнале диспетчерских разрешений.
Вылет из аэропорта Сочи был произведен в 21 час 37 мин, пилотировал на взлете 2-й пилот Соловьев В. С. На борту находился 161 человек.
Полет из аэропорта Сочи до ППМ Караулкельды на эшелоне 11400 метров проходил без отклонений. После входа в зону Актюбинского РЦ экипаж запросил разрешение после пролета Актюбинска следовать по спрямленной трассе Актюбинск-Оренбург. В нарушение НПП ГА-78 п. 3. 7. 4 диспетчер Усманов дал разрешение следовать по маршруту Караулкельды - Оренбург, не указанному в перечне воздушных трасс СССР. Несмотря на то, что экипаж не был подготовлен к полету по данному маршруту, КВС Карпов Н. П. в нарушение НПП ГА-78 п. 4. 3. 4 принял решение выполнить данное указание.
Перед началом снижения экипажем была проведена предпосадочная подготовка с контролем по карте контрольной проверки. По указанию КВС пилотировал 2-й пилот Соловьев В. С.
При проведении подготовки были допущены следующие нарушения:
- фактическая погода аэропорта Оренбург не изучалась;
- схема захода на посадку в а/п Оренбург не просматривалась, вследствие чего штурман в расчетах элементов на посадку указал высоту пролета ДПРМ 200 метров вместо 210;
- на блоках управления КУРС-МП не была выставлена рабочая частота радиомаяков системы СП-68.
На снижении внутри экипажа велись посторонние разговоры, которые отвлекали всех членов экипажа от выполнения своих обязанностей.
После входа в зону Оренбургского РЦ диспетчер Храпов В. С., в нарушение инструкции по производству полетов, дал указание на снижение и заход на посадку левым доворотом по несуществующей схеме, вместо вывода самолета в коридор подхода. После выхода на связь с диспетчером круга Поновым В. Л., экипаж получил указание следовать с МК 350 градусов к четвертому развороту, однако взял курс 340. В результате этого самолет был выведен в район 4 разворота на малом удалении (14-15 км). В нарушение РЛЭ шасси были выпущены на удалении 15-16 км. В процессе захода штурман Попов Ю. И. самоустранился от выполнения своих обязанностей: не докладывал экипажу о начале 4 разворота, боковом уклонении после него, положении относительно глиссады и о необходимой вертикальной скорости.
После информации диспетчера круга о необходимости выполнения 4 разворота, экипаж начал его с запозданием. В результате после разворота самолет оказался правее линии курса на 1200 метров на удалении 11 км. Во время разворота, приняв выпадение бленкеров на ПНП за отказ системы, и не проверив правильность установки рабочей частоты на блоках управления КУРС-МП, экипаж принял решение продолжать заход по приводам, не доложив об этом диспетчеру. После двукратной информации диспетчера о нахождении правее линии курса, экипаж начал выход на нее, который выполнялся с большими углами выхода. В нарушение РЛЭ крены достигали 28 градусов, а закрылки на 28 градусов с перекладкой стабилизатора на минус 3 градуса были выпущены на удалении 8, 5 км, в то время как по РЛЭ они должны быть выпущены перед 4 разворотом. Контроля за выпуском закрылков и перекладкой стабилизатора штурман не вел, чем нарушил инструкцию по взаимодействию экипажа.
В нарушение НПП ГА-78 п. 8. 6. 11 экипаж готовности к посадке не доложил, а на запрос диспетчера, после пролета ДПРМ, ответил, что готовность доложит дополнительно. Диспетчер посадки Понов В. Л. в нарушение НПП ГА-78 п. 7. 5. 8 не получив доклада о готовности экипажа, дал ему разрешение на посадку.
ДПРМ был пройден на высоте 270 метров, т. е. на 60 м. выше установленной, и в нарушение указания МГА N 3. 1–48 от 29. 08. 79 экипаж не принял решения об уходе на второй круг, а диспетчер не потребовал этого. Стремясь выполнить посадку, второй пилот увеличивает вертикальную скорость снижения до 9-10 метров в секунду, а КВС уменьшает обороты двигателей до 30 %.
В нарушение РЛЭ на высоте 90 метров и удалении 2, 2 км КВС начинает довыпуск закрылков до 45 градусов, который заканчивается на высоте 60 метров и удалении 1, 6 километра. Стабилизатор остается в положении минус 3 градуса. Контроля за довыпуском закрылков и перекладкой стабилизатора до минус 5, 5 градусов со стороны экипажа не было.
На удалении 2 км диспетчер дает экипажу информацию о нахождении ниже глиссады на 25 метров и в нарушение указания МГА 3. 1-48 от 29. 08. 79 вновь не дает команды об уходе на второй круг, а экипаж, также нарушая данное указание, продолжает заход. Для уменьшения снижения 2-й пилот и КВС берут штурвал в положение «на себя» и увеличивают обороты двигателей до 86 %.
На ВПР команды КВС «садимся» не последовало, и второй пилот в нарушение НПП ГА-78 п. 3. 3. 5 не принимает мер по уходу на 2-й круг. На высоте 20 м. и удалении 450 м. руль высоты был отклонен полностью «на себя» (минус 29 градусов) и самолет продолжал снижение с вертикальной скоростью 3 метра в секунду. На удалении 68 м. от ИВПП и вертикальной скоростью 3 м/сек и поступательной 265 км/час самолет грубо приземляется с перегрузкой 3 единицы и отделяется от земли. После отделения самолета РУДы устанавливаются в положение «реверс» и самолет через 8, 5 сек. вторично приземляется на ИВПП с перегрузкой 3, 9 единиц. После вторичного приземления самолет уклонился влево на БПБ, и, пройдя 647 метров от вторичного приземления, остановился на РД с боковым уклонением от ИВПП 165 метров. После схода на БПБ хвостовая часть самолета в районе 49 шпангоута опустилась на грунт.
На всех этапах полета - от начала снижения до посадки - экипаж проверки за выполнением операций по карте контрольных проверок не выполнял.
Сведения о пострадавших:
На борту | Погибло | |
Экипаж: | ||
Пассажиры: | 161 | |
На земле: | ||
Всего: | 161 |
Сведения о воздушном судне:
Регистрационный номер воздушного судна: | CCCP-85103 |
Серийный номер воздушного судна: | 75A103 |
Дата выпуска воздушного судна: | 1975 |
Наработка воздушного судна (часы): | |
Двигатели: | 3 х НК-8-2У |
Повреждения воздушного судна: | Существенные |
Дальнейшая судьба воздушного судна: | Списан |
Сведения о маршруте:
Тип рейса: | Внутренний регулярный пассажирский |
Номер рейса: | 3324 |
Аэропорт вылета: | Сочи |
Аэропорт назначения: | Оренбург - Центральный |
Сведения об экипаже:
Командир ВС - Карпов Н. П.
2-й пилот Соловьев В. С.
Штурман Попов Ю. И.
Место происшествия на карте:
Фото происшествия:
Источники информации:
ruWings © 2011-2022