Дата: | 16.11.1981 | ? |
Время: | 19:30:00 | ? |
Государство: | Россия | ? |
Место происшествия: | Аэропорт Алыкель | ? |
Тип воздушного судна: | Ту-154Б | ? |
Оператор: | Аэрофлот МГА СССР | ? |
Подразделение: | Красноярское УГА, 1-й Красноярский ОАО | ? |
Тип авиационного происшествия: | Катастрофа | ? |
Стадия полета: | Заход на посадку | ? |
Причины: | Груз, Ошибка экипажа, | ? |
Организация, проводившая расследование: | ||
Ссылка на отчет о расследовании: |
Описание происшествия:
Перед заходом на посадку экипаж рассчитал посадочный вес и центровку с ошибкой. Фактическая центровка составляла 16-17% САХ (расчетная - 20,5% САХ) и была предельно передней, а посадочный вес - 80 280 кг (рассчитанный - 78 000 кг). Из-за этой ошибки скорость снижения по глиссаде была выбрана неверно, на 5 км/ч меньше требуемой (265 км/ч вместо 270 км/ч). Заход на посадку выполнялся в директорном режиме с использованием автомата тяги. При входе в глиссаду вертикальная скорость увеличилась до 6-7 м/с. Отклонением штурвала скорость была уменьшена до 4 м/с. Самолет прошел ДПРМ на 18 м выше глиссады с вертикальной скоростью 3 м/с. Для сохранения расчетной траектории снижения Vв была увеличена до 5 м/с, что вызвало уменьшение тангажа и увеличение поступательной скорости до 275 км/ч. Автомат тяги отреагировал уменьшением режима работы двигателей почти до малого газа. Это привело к возникновению пикирующего момента и быстрому увеличению вертикальной скорости до 8 м/с. В 2 км от торца ВПП самолет находился на 10 м выше глиссады (Vпр=273 км/ч, Vв=5,5 м/с, H=120м). КВС попытался вернуться на глиссаду отклонением на кабрирование руля высоты (21?). Однако из-за уменьшения эффективности руля высоты при отклонении на угол более 20? самолет практически не изменил траекторию. На высоте 90 м вертикальная скорость возросла до 7 м/с и самолет просел под глиссаду. КВС отклонил руль высоты в положение максимального кабрирования (29?). Траектория движения практически не изменилась. На высоте 55 м КВС перевел двигатели на взлетный режим, дав команду об уходе на второй круг. Самолет продолжил снижение (по более пологой траектоии) и жестко приземлился с вертикальной скоростью 4-5 м/с на скорости 275 км/ч в 470 м от ВПП на заснеженное поле, проскользил, разрушаясь, по мерзлому грунту около 300 м и затем столкнулся с насыпью.
"Потеря продольной управляемости из-за неэффективности руля высоты, возникшей в результате одновременного действия двух факторов - предельно передней центровки и недостаточной поступательной скорости.
Ошибка при расчете посадочного веса и скорости захода на посадку
Поздний уход на второй круг
Недостаточный контроль за работой автомата тяги.
При выполнении взлета скорость поднятия передней опоры и скорость отрыва превышали установленныю РЛЭ на 15-20 км/ч при полностью отклоненном на кабрирование руле высоты. Это должно было позволить КВС предположить о наличии недопустимо передней центровки и учесть ее при заходе на посадку."
Расшифровка переговоров:
Диспетчер: Дальний привод, 480, на глиссаде, правее 20.
Второй пилот: 480, понял.
Диспетчер: Снижайтесь. Выше глиссады, 480. Удаление 3, правее 10.
Диспетчер: Выше глиссады 20 м, 480, правее 10.
Второй пилот: 480, понял.
Диспетчер: Удаление 2, правее 20.
Диспетчер: Правее 10, на глиссаде.
Диспетчер: Резко не снижайтесь, ниже 10.
Штурман: Оценка-а-а!
Командир ВС: Держать по приборам.
Штурман: Решение!
Диспетчер: Без снижения! Без снижения следуйте, 480, прекратите снижение!
Второй пилот: П...ц!
Командир ВС: Всем взлетный!
Б/механик: Взлетный.
Диспетчер: На второй круг уходите!
Командир ВС: Убрать шасси! П...ц нам.
Сведения о пострадавших:
На борту | Погибло | |
Экипаж: | 7 | 4 |
Пассажиры: | 160 | 95 |
На земле: | ||
Всего: | 167 | 99 |
Сведения о воздушном судне:
Регистрационный номер воздушного судна: | CCCP-85480 |
Серийный номер воздушного судна: | 81A480 |
Дата выпуска воздушного судна: | 1981 |
Наработка воздушного судна (часы): | 201 |
Двигатели: | 3 х НК-8-2У |
Повреждения воздушного судна: | Разрушен |
Дальнейшая судьба воздушного судна: | Списан |
Сведения о маршруте:
Тип рейса: | Внутренний регулярный пассажирский |
Номер рейса: | |
Аэропорт вылета: | Емельяново |
Аэропорт назначения: | Алыкель |
Сведения об экипаже:
Командир ВС - Шилак Геннадий Николаевич (погиб)
2 пилот - Алейников Александр Иванович (погиб)
штурман - Карелин Андрей Владимирович (погиб)
бортинженер - Захаров Юрий Павлович
бортпроводник - Княжев Геннадий Федорович (погиб)
бортпроводник - Абелева Тамара Михайловна
бортпроводник - Бесловяк Алексей
Место происшествия на карте:
Фото происшествия:
Источники информации:
ruWings © 2011-2022