Безопасность полетов. Авиакатастрофы
Последние новости _
Главная > Авиакатастрофы > Катастрофа Ту-154Б CCCP-85480 Аэрофлот МГА СССР 16.11.1981

Катастрофа Ту-154Б CCCP-85480 Аэрофлот МГА СССР 16.11.1981

Дата:16.11.1981?
Время:19:30:00?
Государство:Россия?
Место происшествия:Аэропорт Алыкель?
Тип воздушного судна:Ту-154Б?
Оператор:Аэрофлот МГА СССР?
Подразделение:Красноярское УГА, 1-й Красноярский ОАО?
Тип авиационного происшествия:Катастрофа?
Стадия полета:Заход на посадку?
Причины: Груз, Ошибка экипажа,?
Организация, проводившая расследование:
Ссылка на отчет о расследовании:

Описание происшествия:

Перед заходом на посадку экипаж рассчитал посадочный вес и центровку с ошибкой. Фактическая центровка составляла 16-17% САХ (расчетная - 20,5% САХ) и была предельно передней, а посадочный вес - 80 280 кг (рассчитанный - 78 000 кг). Из-за этой ошибки скорость снижения по глиссаде была выбрана неверно, на 5 км/ч меньше требуемой (265 км/ч вместо 270 км/ч). Заход на посадку выполнялся в директорном режиме с использованием автомата тяги. При входе в глиссаду вертикальная скорость увеличилась до 6-7 м/с. Отклонением штурвала скорость была уменьшена до 4 м/с. Самолет прошел ДПРМ на 18 м выше глиссады с вертикальной скоростью 3 м/с. Для сохранения расчетной траектории снижения Vв была увеличена до 5 м/с, что вызвало уменьшение тангажа и увеличение поступательной скорости до 275 км/ч. Автомат тяги отреагировал уменьшением режима работы двигателей почти до малого газа. Это привело к возникновению пикирующего момента и быстрому увеличению вертикальной скорости до 8 м/с. В 2 км от торца ВПП самолет находился на 10 м выше глиссады (Vпр=273 км/ч, Vв=5,5 м/с, H=120м). КВС попытался вернуться на глиссаду отклонением на кабрирование руля высоты (21?). Однако из-за уменьшения эффективности руля высоты при отклонении на угол более 20? самолет практически не изменил траекторию. На высоте 90 м вертикальная скорость возросла до 7 м/с и самолет просел под глиссаду. КВС отклонил руль высоты в положение максимального кабрирования (29?). Траектория движения практически не изменилась. На высоте 55 м КВС перевел двигатели на взлетный режим, дав команду об уходе на второй круг. Самолет продолжил снижение (по более пологой траектоии) и жестко приземлился с вертикальной скоростью 4-5 м/с на скорости 275 км/ч в 470 м от ВПП на заснеженное поле, проскользил, разрушаясь, по мерзлому грунту около 300 м и затем столкнулся с насыпью.

"Потеря продольной управляемости из-за неэффективности руля высоты, возникшей в результате одновременного действия двух факторов - предельно передней центровки и недостаточной поступательной скорости.
Ошибка при расчете посадочного веса и скорости захода на посадку
Поздний уход на второй круг
Недостаточный контроль за работой автомата тяги.
При выполнении взлета скорость поднятия передней опоры и скорость отрыва превышали установленныю РЛЭ на 15-20 км/ч при полностью отклоненном на кабрирование руле высоты. Это должно было позволить КВС предположить о наличии недопустимо передней центровки и учесть ее при заходе на посадку."

Расшифровка переговоров:

Диспетчер: Дальний привод, 480, на глиссаде, правее 20.

Второй пилот: 480, понял.

Диспетчер: Снижайтесь. Выше глиссады, 480. Удаление 3, правее 10.

Диспетчер: Выше глиссады 20 м, 480, правее 10.

Второй пилот: 480, понял.

Диспетчер: Удаление 2, правее 20.

Диспетчер: Правее 10, на глиссаде.

Диспетчер: Резко не снижайтесь, ниже 10.

Штурман: Оценка-а-а!

Командир ВС: Держать по приборам.

Штурман: Решение!

Диспетчер: Без снижения! Без снижения следуйте, 480, прекратите снижение!

Второй пилот: П...ц!

Командир ВС: Всем взлетный!

Б/механик: Взлетный.

Диспетчер: На второй круг уходите!

Командир ВС: Убрать шасси! П...ц нам.

Сведения о пострадавших:

На бортуПогибло
Экипаж:74
Пассажиры:16095
На земле:
Всего:16799

Сведения о воздушном судне:

Регистрационный номер воздушного судна:CCCP-85480
Серийный номер воздушного судна:81A480
Дата выпуска воздушного судна:1981
Наработка воздушного судна (часы):201
Двигатели:3 х НК-8-2У
Повреждения воздушного судна:Разрушен
Дальнейшая судьба воздушного судна:Списан

Сведения о маршруте:

Тип рейса:Внутренний регулярный пассажирский
Номер рейса:
Аэропорт вылета:Емельяново
Аэропорт назначения:Алыкель

Сведения об экипаже:

Командир ВС - Шилак Геннадий Николаевич (погиб)
2 пилот - Алейников Александр Иванович (погиб)
штурман - Карелин Андрей Владимирович (погиб)
бортинженер - Захаров Юрий Павлович
бортпроводник - Княжев Геннадий Федорович (погиб)
бортпроводник - Абелева Тамара Михайловна
бортпроводник - Бесловяк Алексей

Место происшествия на карте:

Фото происшествия:

Источники информации:

ruwings.ru:  |   Карта сайта  |  

ruWings © 2011-2022