Безопасность полетов. Авиакатастрофы
Последние новости _
Главная > Авиакатастрофы > Катастрофа Ту-154Б СССР-85338 Аэрофлот МГА СССР 23.12.1984

Катастрофа Ту-154Б СССР-85338 Аэрофлот МГА СССР 23.12.1984

Дата:23.12.1984?
Время:14:15:00?
Государство:Россия?
Место происшествия:Около аэропорта Красноярск (Емельяново)?
Тип воздушного судна:Ту-154Б?
Оператор:Аэрофлот МГА СССР?
Подразделение:Красноярское УГА, 1-й Красноярский ОАО?
Тип авиационного происшествия:Катастрофа?
Стадия полета:Набор высоты?
Причины:Технические, Ошибка экипажа,?
Организация, проводившая расследование:
Ссылка на отчет о расследовании:

Описание происшествия:

При взлете у Ту-154Б-2 произошел разрушение и пожар третьего двигателя. Экипаж принял решение вернуться в аэропорт вылета.

Выводы комиссии:

Через 2 минуты 01 сек. после взлета ночью в ПМУ на высоте 2 040 м при скорости полета 480 км/ч произошло разрушение двигателя №3 с последующим пожаром и резким падением оборотов двигателя. Экипаж принял решение вернуться на аэродром вылета и через 2 сек. перешел в снижение с высоты 2 150 м. Сразу после акустического импульса, возникшего при разрушении двигателя №3, бортинженер доложил о вибрации двигателя №2. Сработало также табло «пожар» и КВС, не имея информации о том, какой двигатель горит, отдал команду на выключение двигателя. Бортинженер убрал обороты двигателя №2 до малого газа с последующим его выключением краном «Останов». На 12 сек. бортинженер определил ошибку, доложил об этом и приступил к запуску двигателя №2. На 28 сек. с целью уменьшения приборной скорости КВС отдал команду о переводе двигателей №1 и 3 на малый газ. После этого бортинженер, обнаружив, что двигатель №3 не работает, доложил, что выключил этот двигатель по ошибке. С 31 по 41 сек. КВС уточнял у бортинженера состояние двигателей, после чего бортинженер установил рычаг останова двигателя №3 в положение «Останов» и применил систему пожаротушения, не закрыв перекрывной топливный кран. Из-за поступления через него топлива автоматическое срабатывание первой очереди пожаротушения и применение второй и третей очереди не позволило ликвидировать пожар. На 42 сек. КВС дал команду на запуск двигателя №2, работавший в режиме малого газа. В течение следующих 59 секунд бортинженер пытался запустить двигатель №2. На 96 сек. вследствие рассоединения проводки управления из-за повреждения обломками и продолжающегося пожара режим работы двигателя №2 самопроизвольно увеличился до взлетного, о чем бортинженер доложил как о запуске двигателя. КВС, убедившись, что двигатель не реагирует на перемещение РУД, отдал команду о его выключении. Двигатель был выключен рычагом останова, но перекрывной топливный кран не был закрыт. Тем временем пожар из гондолы двигателя №3 распространился в полость пилона, задний технический отсек, отсек второй СУ и ВСУ. На 198 сек. бортинженер доложил о пожаре в мотогондоле двигателя №2, однако все очереди пожаротушения уже были использованы на двигатель №3. На одном работающем двигателе №1 самолет был выведен в район ДПРМ на высоте 175 м с приборной скоростью 420 км/ч с курсом, близким к посадочному. В этот момент произошло выключение электрогидравлических кранов ГА-165, т.к. из-за разрушения пожаром изоляции проводов в их электроцепь попало напряжение 27 В. Все гидросистемы прекратили работу и произошел полный отказ систем управления самолетом. Самолет с креном вправо перешел в неуправляемое снижение с вертикальной скоростью до 10 м/с. С креном 50? самолет столкнулся с землей через 4 мин 30 сек после начала аварийной ситуации, разрушился и частично сгорел. Причиной отказа двигателя №3 явилось усталостное разрушение диска первой ступени компрессора низкого давления из-за металлургического и производственного дефекта.

Расшифровка переговоров:

Д - диспетчер;
2П - второй пилот;
КВС - командир воздушного судна;
БИ - бортинженер;
Ш - штурман;

00.00
2П: Спарта-старт, 85338, к взлету готов.

00.05
Д: 338, взлет разрешаю. Старт.

00.06
2П: 338, взлетаем.

00.25
КВС: Табло "к взлету не готов" не горит, режим УВД, готов.

00.28
КВС: Режим "номинал".
БИ: Режим "номинал", к взлету готов.

00.30
Э: Время.

00.31
Э: 8 минут.

00.32
КВС: Внимание, экипаж, взлетаем. Рубеж 210.

00.47
Ш: 135.

00.52
Ш: 160.

00.55
Ш: 180.

00.56
Ш: 200.

00.58
Ш: Рубеж.

01.00
КВС: Продолжаем взлет.

01.01
Ш: Подъем.

Взлёт в 14:08.43 московского времени

01.03
КВС: Шасси убрать.
Ш: Безопасная, норма.

...

КВС: Фары выключить, убрать.

01.27
КВС: Закрылки 15.
Д: 195, эшелон перехода - 1800, давление семьсот полсотни два. Занимайте 1200 на привод.

На посадку заходит красноярский Ту-154 б/н 85195

01.32
КВС: Убрать полностью.
Б: 195-й. На эшелоне перехода, давление семьсот полсотни два установлено. Занимаю 1200.
Э: Не убирается.
Э: Ну,...

01.45
2П: Спарта-круг, 85338, взлет на Агинское.

01.49
Д: 85338, Спарта-круг, правым на борт 1500 доложить на ближайший Северного.

01.55
2П: 338, правым 1500.

01.56
Ш: Правым 1500.
Ш: Установить давление 760.
Э: Разворачиваемся.
Э: Показания высотомеров одинаковые

02.24
2П: Спарта-круг, 338 - 1500.

02.26
Д: 338, с Подходом...

02.30
2П: 338, конец.

02.34
КВС: 80 режим.

02.35
БИ: Есть, 80.

02.36
2П: Красноярск-подход, 85338 на привод 1500.
02.40
Д: 85338, Красноярск-подход, привод Северного, Агинское 5700, на 5400 пересечение подсказать.

02.48
2П: 338, понял, 5700, на 5400 пересечение.

02.51
КВС: Номинал.

02.55
2П: Заданный 5700.

02.56
КВС: Понял, 5700.

03.20
Акустический импульс. Время московское 14 час. 10 мин. 49 сек.

На высоте 2040 метров при скорости 480 км/ч происходит разрушение компрессора первой ступени 3-го двигателя, которое сопровождается акустическим хлопком "типа взрыва" продолжительностью 0,8 с. Обороты 3-го двигателя на нуле.


03.22
КВС: Что такое?

03.23
БИ: Вибрация второго двигателя

03.24
КВС: Толя, выключай, скорей, выключай!

03.25
Э: Пожар, пожар, пожар
Э: Пожар.

03.26
КВС: Выключай.

03.27
Э: Выключай.

03.29
КВС: Передай.

03.30
2П: Спарта-круг, 85338, пожар третьего двигателя.

03.32
Д: 85338, понял вас, курс обратный посадочному берите.

Экипаж проигнорирует эту команду диспетчера и начнёт выполнять заход "по коробочке" на 29L

03.34
БИ: Я выключил второй, случайно.

03.22-03.34
Уборка РУД двигателя ниже малого газа. Через 5 с. Выключение малого газа, 2-ой двигатель запустил обороты 100%, это результат рассоединения РУД и дросселя.

...

03.42
КВС: Горит, да?

03.43
БИ: Горит.

03.44
КВС: Малый газ. /Звуковой сигнал/

03.46
Д: Снижаться будете, 338?

03.47
2П: Да, да, 338 снижаться будем.

06.45
БИ: "Опасно подшипников" горит. Горит второго, третьего.

06.50
2П: 338, занял 600.
КВС: Мы занимаем 400.

06.55
2П: 338, разрешите 400.

07.00
Д: 338, занимайте 400.

07.02
2П: 338, 400 метров.

07.07
КВС: 80 режим поставь первому.

07.08
БИ: 80, первому.

07.09
БИ: Второй тоже горит. Мотогондолы...

07.12
КВС: Ну давай, хоть потуши мотогондолы

07.14
БИ: Очереди уже ушли в двигатель. Все.

07.16
КВС: Все ушли?

07.17
БИ: Тушить нечем...

...

Д: -338, полосу наблюдаете? Заходите визуально...

2п: -338, понял.

КВС: -Фары выпусти, фары.

БИ: -Фары выпустил.

Ш: -5-ый километр.

КВС: -Режим восемьдесят.

БИ: -Восемьдесят режим.

КВС: -Юра, пилотируй...Юра, пилотируй, а я буду...

КВС: -Номинал!...Взлетный!!! Бортинженер, взлетный режим!

Д: -338, без снижения следовать, удаление 4.

2п: -Все, командир! Крен посмотри!!! Все... Не снижайся!

КВС: -Убрать шасси...

Сведения о пострадавших:

На бортуПогибло
Экипаж:77
Пассажиры:103103
На земле:
Всего:110110

Сведения о воздушном судне:

Регистрационный номер воздушного судна:СССР-85338
Серийный номер воздушного судна:79А338
Дата выпуска воздушного судна:1979
Наработка воздушного судна (часы):
Двигатели:3 х НК-8-2У
Повреждения воздушного судна:Разрушен
Дальнейшая судьба воздушного судна:Списан

Сведения о маршруте:

Тип рейса:Внутренний регулярный пассажирский
Номер рейса:
Аэропорт вылета:Емельяново
Аэропорт назначения:Иркутск

Сведения об экипаже:

КВС: Фальков Виктор Семёнович;
Второй пилот: Белавин Юрий Петрович;
Штурман: Озеров Геннадий Леонидович;
Бортинженер: Ресницкий Андрей Васильевич;
Бортпроводники: Голикова Елена, Ульянкина Марина и Колпакова Наталья.

Место происшествия на карте:

Фото происшествия:

Источники информации:

ruwings.ru:  |   Карта сайта  |  

ruWings © 2011-2022