Дата: | 23.12.1984 | ? |
Время: | 14:15:00 | ? |
Государство: | Россия | ? |
Место происшествия: | Около аэропорта Красноярск (Емельяново) | ? |
Тип воздушного судна: | Ту-154Б | ? |
Оператор: | Аэрофлот МГА СССР | ? |
Подразделение: | Красноярское УГА, 1-й Красноярский ОАО | ? |
Тип авиационного происшествия: | Катастрофа | ? |
Стадия полета: | Набор высоты | ? |
Причины: | Технические, Ошибка экипажа, | ? |
Организация, проводившая расследование: | ||
Ссылка на отчет о расследовании: |
Описание происшествия:
При взлете у Ту-154Б-2 произошел разрушение и пожар третьего двигателя. Экипаж принял решение вернуться в аэропорт вылета.
Выводы комиссии:
Через 2 минуты 01 сек. после взлета ночью в ПМУ на высоте 2 040 м при скорости полета 480 км/ч произошло разрушение двигателя №3 с последующим пожаром и резким падением оборотов двигателя. Экипаж принял решение вернуться на аэродром вылета и через 2 сек. перешел в снижение с высоты 2 150 м. Сразу после акустического импульса, возникшего при разрушении двигателя №3, бортинженер доложил о вибрации двигателя №2. Сработало также табло «пожар» и КВС, не имея информации о том, какой двигатель горит, отдал команду на выключение двигателя. Бортинженер убрал обороты двигателя №2 до малого газа с последующим его выключением краном «Останов». На 12 сек. бортинженер определил ошибку, доложил об этом и приступил к запуску двигателя №2. На 28 сек. с целью уменьшения приборной скорости КВС отдал команду о переводе двигателей №1 и 3 на малый газ. После этого бортинженер, обнаружив, что двигатель №3 не работает, доложил, что выключил этот двигатель по ошибке. С 31 по 41 сек. КВС уточнял у бортинженера состояние двигателей, после чего бортинженер установил рычаг останова двигателя №3 в положение «Останов» и применил систему пожаротушения, не закрыв перекрывной топливный кран. Из-за поступления через него топлива автоматическое срабатывание первой очереди пожаротушения и применение второй и третей очереди не позволило ликвидировать пожар. На 42 сек. КВС дал команду на запуск двигателя №2, работавший в режиме малого газа. В течение следующих 59 секунд бортинженер пытался запустить двигатель №2. На 96 сек. вследствие рассоединения проводки управления из-за повреждения обломками и продолжающегося пожара режим работы двигателя №2 самопроизвольно увеличился до взлетного, о чем бортинженер доложил как о запуске двигателя. КВС, убедившись, что двигатель не реагирует на перемещение РУД, отдал команду о его выключении. Двигатель был выключен рычагом останова, но перекрывной топливный кран не был закрыт. Тем временем пожар из гондолы двигателя №3 распространился в полость пилона, задний технический отсек, отсек второй СУ и ВСУ. На 198 сек. бортинженер доложил о пожаре в мотогондоле двигателя №2, однако все очереди пожаротушения уже были использованы на двигатель №3. На одном работающем двигателе №1 самолет был выведен в район ДПРМ на высоте 175 м с приборной скоростью 420 км/ч с курсом, близким к посадочному. В этот момент произошло выключение электрогидравлических кранов ГА-165, т.к. из-за разрушения пожаром изоляции проводов в их электроцепь попало напряжение 27 В. Все гидросистемы прекратили работу и произошел полный отказ систем управления самолетом. Самолет с креном вправо перешел в неуправляемое снижение с вертикальной скоростью до 10 м/с. С креном 50? самолет столкнулся с землей через 4 мин 30 сек после начала аварийной ситуации, разрушился и частично сгорел. Причиной отказа двигателя №3 явилось усталостное разрушение диска первой ступени компрессора низкого давления из-за металлургического и производственного дефекта.
Расшифровка переговоров:
Д - диспетчер;
2П - второй пилот;
КВС - командир воздушного судна;
БИ - бортинженер;
Ш - штурман;
00.00
2П: Спарта-старт, 85338, к взлету готов.
00.05
Д: 338, взлет разрешаю. Старт.
00.06
2П: 338, взлетаем.
00.25
КВС: Табло "к взлету не готов" не горит, режим УВД, готов.
00.28
КВС: Режим "номинал".
БИ: Режим "номинал", к взлету готов.
00.30
Э: Время.
00.31
Э: 8 минут.
00.32
КВС: Внимание, экипаж, взлетаем. Рубеж 210.
00.47
Ш: 135.
00.52
Ш: 160.
00.55
Ш: 180.
00.56
Ш: 200.
00.58
Ш: Рубеж.
01.00
КВС: Продолжаем взлет.
01.01
Ш: Подъем.
Взлёт в 14:08.43 московского времени
01.03
КВС: Шасси убрать.
Ш: Безопасная, норма.
...
КВС: Фары выключить, убрать.
01.27
КВС: Закрылки 15.
Д: 195, эшелон перехода - 1800, давление семьсот полсотни два. Занимайте 1200 на привод.
На посадку заходит красноярский Ту-154 б/н 85195
01.32
КВС: Убрать полностью.
Б: 195-й. На эшелоне перехода, давление семьсот полсотни два установлено. Занимаю 1200.
Э: Не убирается.
Э: Ну,...
01.45
2П: Спарта-круг, 85338, взлет на Агинское.
01.49
Д: 85338, Спарта-круг, правым на борт 1500 доложить на ближайший Северного.
01.55
2П: 338, правым 1500.
01.56
Ш: Правым 1500.
Ш: Установить давление 760.
Э: Разворачиваемся.
Э: Показания высотомеров одинаковые
02.24
2П: Спарта-круг, 338 - 1500.
02.26
Д: 338, с Подходом...
02.30
2П: 338, конец.
02.34
КВС: 80 режим.
02.35
БИ: Есть, 80.
02.36
2П: Красноярск-подход, 85338 на привод 1500.
02.40
Д: 85338, Красноярск-подход, привод Северного, Агинское 5700, на 5400 пересечение подсказать.
02.48
2П: 338, понял, 5700, на 5400 пересечение.
02.51
КВС: Номинал.
02.55
2П: Заданный 5700.
02.56
КВС: Понял, 5700.
03.20
Акустический импульс. Время московское 14 час. 10 мин. 49 сек.
На высоте 2040 метров при скорости 480 км/ч происходит разрушение компрессора первой ступени 3-го двигателя, которое сопровождается акустическим хлопком "типа взрыва" продолжительностью 0,8 с. Обороты 3-го двигателя на нуле.
03.22
КВС: Что такое?
03.23
БИ: Вибрация второго двигателя
03.24
КВС: Толя, выключай, скорей, выключай!
03.25
Э: Пожар, пожар, пожар
Э: Пожар.
03.26
КВС: Выключай.
03.27
Э: Выключай.
03.29
КВС: Передай.
03.30
2П: Спарта-круг, 85338, пожар третьего двигателя.
03.32
Д: 85338, понял вас, курс обратный посадочному берите.
Экипаж проигнорирует эту команду диспетчера и начнёт выполнять заход "по коробочке" на 29L
03.34
БИ: Я выключил второй, случайно.
03.22-03.34
Уборка РУД двигателя ниже малого газа. Через 5 с. Выключение малого газа, 2-ой двигатель запустил обороты 100%, это результат рассоединения РУД и дросселя.
...
03.42
КВС: Горит, да?
03.43
БИ: Горит.
03.44
КВС: Малый газ. /Звуковой сигнал/
03.46
Д: Снижаться будете, 338?
03.47
2П: Да, да, 338 снижаться будем.
06.45
БИ: "Опасно подшипников" горит. Горит второго, третьего.
06.50
2П: 338, занял 600.
КВС: Мы занимаем 400.
06.55
2П: 338, разрешите 400.
07.00
Д: 338, занимайте 400.
07.02
2П: 338, 400 метров.
07.07
КВС: 80 режим поставь первому.
07.08
БИ: 80, первому.
07.09
БИ: Второй тоже горит. Мотогондолы...
07.12
КВС: Ну давай, хоть потуши мотогондолы
07.14
БИ: Очереди уже ушли в двигатель. Все.
07.16
КВС: Все ушли?
07.17
БИ: Тушить нечем...
...
Д: -338, полосу наблюдаете? Заходите визуально...
2п: -338, понял.
КВС: -Фары выпусти, фары.
БИ: -Фары выпустил.
Ш: -5-ый километр.
КВС: -Режим восемьдесят.
БИ: -Восемьдесят режим.
КВС: -Юра, пилотируй...Юра, пилотируй, а я буду...
КВС: -Номинал!...Взлетный!!! Бортинженер, взлетный режим!
Д: -338, без снижения следовать, удаление 4.
2п: -Все, командир! Крен посмотри!!! Все... Не снижайся!
КВС: -Убрать шасси...
Сведения о пострадавших:
На борту | Погибло | |
Экипаж: | 7 | 7 |
Пассажиры: | 103 | 103 |
На земле: | ||
Всего: | 110 | 110 |
Сведения о воздушном судне:
Регистрационный номер воздушного судна: | СССР-85338 |
Серийный номер воздушного судна: | 79А338 |
Дата выпуска воздушного судна: | 1979 |
Наработка воздушного судна (часы): | |
Двигатели: | 3 х НК-8-2У |
Повреждения воздушного судна: | Разрушен |
Дальнейшая судьба воздушного судна: | Списан |
Сведения о маршруте:
Тип рейса: | Внутренний регулярный пассажирский |
Номер рейса: | |
Аэропорт вылета: | Емельяново |
Аэропорт назначения: | Иркутск |
Сведения об экипаже:
КВС: Фальков Виктор Семёнович;
Второй пилот: Белавин Юрий Петрович;
Штурман: Озеров Геннадий Леонидович;
Бортинженер: Ресницкий Андрей Васильевич;
Бортпроводники: Голикова Елена, Ульянкина Марина и Колпакова Наталья.
Место происшествия на карте:
Фото происшествия:
Источники информации:
ruWings © 2011-2022