Дата: | 21.05.1986 | ? |
Время: | 15:21:00 | ? |
Государство: | Россия | ? |
Место происшествия: | Район ОПРС Марьино Московской воздушной зоны | ? |
Тип воздушного судна: | Ту-154Б | ? |
Оператор: | Аэрофлот МГА СССР | ? |
Подразделение: | Абаканский ОАО Красноярского УГА | ? |
Тип авиационного происшествия: | Авария | ? |
Стадия полета: | Полет на эшелоне | ? |
Причины: | Ошибка экипажа, | ? |
Организация, проводившая расследование: | ||
Ссылка на отчет о расследовании: |
Описание происшествия:
21 мая 1986 года в 15 ч 21 м в районе ОПРС Марьино Московской воздушной зоны
произошла авария самолета Ту-154 № 85327 Абаканского ОАО Красноярского УГА
под управлением КВС Лаптева Н.П. На борту находилось 164 пассажира и 11 маленьких
детей. На снижении с эшелона в МВЗ на высоте 3600 м при обходе грозового очага
самолет попал в зону ливневых осадков, сопровождающихся обледенением. При
вылете из аэропорта Челябинск обогрев ППД экипажем не включался. При входе
в зону обледенения произошло обмерзание ППД и падение показаний приборной
скорости до нуля. Экипаж перевел самолет в крутое снижение с увеличением
режима работы двигателей до взлетного. Затем самолет был выведен в горизонтальный
полет на высоте 800 метров. При этом вертикальная скорость снижения достигла
до 100 м/с, вертикальная перегрузка составила 3.2 единицы, расчетная приборная
скорость 813 км/ч.
В дальнейшем экипаж произвел заход по схеме и посадку в аэропорту Домодедово.
Экипаж и пассажиры не пострадали. Самолет получил остаточную деформацию.
После происшествия самолет был оставлен на хранении в Шереметьево на стоянке УАТЦ МГТУ ГА.
Выводы комиссии:
МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
В период 15-16 часов погода в МВЗ и на аэродромах Московского аэоузла определялась малоградиентной областью пониженного давления с прохождением размытого фронта окклюзии по линии Шереметьево-Внуково и далее к югу и юго-западу. По востоку зоны фронта отмечалась 4-6 баллов мощно-кучевая, кучево-дождевая облачность, высотой 1000-1500 м, с верхней границей до 3-5 км. В слое облачности с высоты 2500 м до 4000 м сильное обледенение. В кучево-дождевых облаках - сильная турбулентность, электризация.
О наличии засветок в МВЗ в районе Марьино экипаж был предупрежден диспетчерами службы УВД с рекомендацией обхода их южнее.
АНАЛИЗ АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ
Выводы
1. Полетная масса и центровка самолета не выходили за установленные пределы.
2. По данным летной документации уровень профессиональной подготовки экипажа соответствует требованиям МГА, регламентирующих летную работу. К данному полету экипаж не был подготовлен, так как не выполнил требований РЛЭ, в результате чего допустил неправильные действия по пилотированию в условиях кратковременного искажения показаний указателей приборной скорости.
3. Экипаж не выполнил следующие требования:
- перед взлетом штурман Пименов М.П. не включил обогрев ППД, а второй пилот Попцев А.Н. не проконтролировал их включение;
- при попадании в зону обледенения и уменьшении показаний указателей скорости на снижении самолета экипаж не проверил включение и исправность обогрева ППД (КВС, второй пилот);
- не выполнил рекомендации РЛЭ в части сохранения установленного режима работы двигателей и контроля выдерживания заданного режима полета по другим приборам (авиагоризонту, вариометру, доплеровскому измерителю путевой скорости).
4. Второй пилот, пилотировавший самолет, о своих действиях и изменении показаний приборной скорости экипаж не информировал. КВС Лаптев неправильно оценил положение самолета в пространстве и перевел его в крутое снижение с выдачей взлетного режима работы двигателей, при выводе из снижения создал нерасчетную перегрузку 3.2.
5. Радиотехнические средства управления и обеспечения полетов были исправны и позволяли осуществлять безопасное управление воздушным движением в МВЗ.
6. Метеорологическое обеспечение полетов соответствовало НМО ГА-82. В районе ОПРС Марьино в слое облаков с высоты 2500 м до 4000 м имело место интенсивное обледенение, турбулентность и электризация атмосферы.
7. Планер и его системы, силовые установки, авиационное и радиоэлектронное оборудование самолета были работоспособны.
Кратковременное уменьшение значений приборной скорости по штатным указателям явилось следствием закупорки всех трех приемников полного давления в условиях обледенения по причине не включения их обогрева экипажем.
8. Техническое обслуживание самолета в целом выполнялось в соответствии с эксплуатационной документацией. Однако, в МСРП-64 не были обнаружены неисправности датчиков МУ-615А руля высоты и РА-56.
9. Вследствие значительного превышения максимально допустимых значений скорости полета и вертикальной перегрузки основные силовые элементы планера получили остаточную деформацию.
10. Самолет Ту-154Б-2 № 85327, заводской № 79А327 к дальнейшей эксплуатации не пригоден и подлежит списанию в установленном порядке.
Заключение
Причиной аварии явились неправильные действия экипажа по пилотированию при искаженных показаниях указателей приборной скорости в условиях обледенения из-за не включения им обогрева ППД, приведшее к выводу самолета на нерасчетные режимы полета.
Сведения о пострадавших:
На борту | Погибло | |
Экипаж: | ||
Пассажиры: | 175 | |
На земле: | ||
Всего: | 175 |
Сведения о воздушном судне:
Регистрационный номер воздушного судна: | CCCP-85327 |
Серийный номер воздушного судна: | 79A327 |
Дата выпуска воздушного судна: | 1979 |
Наработка воздушного судна (часы): | 11922 |
Двигатели: | 3 х НК-8-2У |
Повреждения воздушного судна: | Существенные |
Дальнейшая судьба воздушного судна: | Списан |
Сведения о маршруте:
Тип рейса: | Внутренний регулярный пассажирский |
Номер рейса: | |
Аэропорт вылета: | Баландино |
Аэропорт назначения: | Домодедово |
Сведения об экипаже:
КВС - Лаптев Николай Петрович, 1945 г.р.;
Второй пилот - Попцев Александр Николаевич, 1949 г.р.;
Штурман - Пименов Михаил Петрович, 1953 г.р.;
Бортинженер - Ахпашев Емельян Гаврилович, 1952 г.р.;
Место происшествия на карте:
Фото происшествия:
Источники информации:
ruWings © 2011-2022