С 25 по 30 августа в подмосковном Жуковском в очередной раз пройдет московский международный авиасалон. МАКС-2015, двенадцатый по счету, обещает быть интересным как из-за условий своего проведения - шоу проводится на фоне глубокого международного кризиса, так и благодаря набору экспонатов.
Пробой изоляции
"Охлаждение отношений между Россией и Западом повлекло за собой международную изоляцию Москвы" - такие или похожие формулировки встречаются во многих комментариях, излагающих западную точку зрения на происходящее. В подтверждение данного тезиса приводятся и сообщения о разрыве военно-технического сотрудничества России со странами Запада, и вынужденное отсутствие российских делегаций на зарубежных салонах, и отказ иностранных правительственных структур от участия в российских мероприятиях такого рода.
Говорить об изоляции всерьез, тем не менее, сложно. В работе российского авиасалона будут участвовать не только компании из Китая и Латинской Америки, но и крупные бизнес-структуры США и ЕС, такие как Boeing и Airbus, для которых сотрудничество с РФ по прежнему остается важным элементом бизнеса, причем не только с точки зрения сбыта авиалайнеров.
Сомнителен и тезис о полном прекращении военно-технического сотрудничества России и НАТО. Многие страны - члены альянса, имеющие на вооружении технику советского и российского производства, продолжают заключать договоры на ее обслуживание и ремонт с компаниями-производителями, особенно в условиях экономического кризиса, не позволяющего найти средства на приобретение новых изделий.
Тем не менее главным направлением сотрудничества, которое в принципе не может быть закрыто из-за расхождения Москвы, Вашингтона и Брюсселя по украинской проблеме, остается работа со странами, не входящими в политическую орбиту ЕС и НАТО. В некоторых случаях создавшаяся ситуация, напротив, облегчает положение: например, серьезное военно-техническое сотрудничество с Ираном в период потепления отношений между Россией и США заметно осложнилось. Сложившаяся к данному времени ситуация фактически развязывает Москве руки, несмотря на то, что Вашингтон остается противником поставок оружия Ирану даже после успешной "ядерной сделки".
О том, что Иран уже в этом году может получить С-300, которые он пытался купить еще в 2007-м, уже сообщалось. И если Иран сочтет необходимым закупить другие виды оружия, включая боевые самолеты, корабли и бронетехнику, эти сделки могут быть реализованы. Главным препятствием в данном случае может стать уже не столько позиция Запада, сколько конкуренция с КНР, предлагающей на рынке внушительный набор достаточно дешевого современного вооружения.
Экспортозамещение
Продукция оборонки - одна из немногих статей российского несырьевого экспорта, приносящих заметный доход как предприятиям, так и в бюджет. В условиях падения доходов вследствие резкого снижения цен на нефть значение этих поставок будет расти, равно как и их доля в общей экспортной выручке. Сложившаяся ситуация, с одной стороны, осложняет переговоры с теми, кто не хотел бы портить отношения с Западом, с другой - почти двукратная девальвация рубля в сочетании с резким сокращением доли импортных комплектующих делает российскую военную технику более конкурентоспособной.
Это касается и машиностроения в целом. Насколько успешно будет использован предоставленный шанс - сказать пока сложно, однако некоторые результаты заметны уже сейчас. К ним можно отнести, например, сообщения о формировании пакета экспортных заказов на Ил-76МД-90А, серийное производство которого развернуто в Ульяновске. Ранее некоторые специалисты высказывали сомнения в рыночных перспективах этой машины из-за ее цены, приближавшейся к ста двадцати миллионам долларов за единицу, однако сегодняшняя ситуация заметно облегчает ОАК и "Рособоронэкспорту" поиск покупателей на Ил-76.
Снижение долларовых цен на российскую авиатехнику может побудить к новым закупкам и увеличению ранее запланированных объемов и покупателей российских боевых самолетов. О намерении его страны приобрести российскую авиатехнику, в частности, высказывался посол Индонезии в России, сообщивший накануне МАКСа, что соответствующие средства уже заложены в бюджет страны. В настоящее время в тендере на поставку истребителей для ВВС Индонезии участвует Су-35. Экспортная цена этой машины в нынешних условиях со всеми возможными включениями - от боекомплекта до подготовки пилотов и технического обслуживания в течение всего срока эксплуатации - составляет около 60 миллионов долларов за единицу, что примерно на 25 процентов ниже, чем для F/A-18E/F "Супер Хорнет", при том что потенциал российского истребителя специалисты оценивают как более высокий.
Весомым преимуществом является и готовность России к более масштабному сотрудничеству с импортером - вплоть до организации производства с передачей части технологий при наличии соответствующих возможностей. В случае с США подобные предложения делаются наиболее близким союзникам, что значительно ограничивает перспективы сотрудничества с крупными странами, стремящимися проводить независимую политику. Сложно сказать, сможет ли тот же Су-35 повторить экспортную историю семейства Су-30МК, однако эта история сама по себе работает на имидж российской авиатехники и будет работать еще долго - до тех пор, пока свои плоды в виде новой машины для ВВС Индии не принесет программа FGFA, в рамках которой создается истребитель пятого поколения на основе российской машины Т-50.
Не менее важным является и сохранение объемов внутренних закупок. Кроме того же Су-35 значительные объемы приходятся на последнюю в настоящее время боевую машину иркутского производства - Су-30СМ. До 2020 года, помимо закупок для ВВС, запланированный объем которых на сегодня составляет 60 машин, не менее 50 самолетов должна получить морская авиация ВМФ России, и цифры могут возрасти. В общей сложности в 2010-2020 годах ВВС России получат около 300 новых и модернизированных тяжелых истребителей, что позволит полностью обновить парк Су-27 советской постройки. Параллельно продолжаются поставки и других самолетов, включая транспортники Ил-76, темпы производства которых будут расти, учебно-боевые Як-130, фронтовые бомбардировщики Су-34.
Очевидно, что объемы закупок авиатехники будут стремиться сохранить в любых условиях: как для поддержки оборонной промышленности и занятых в этой сфере людей, так и из-за критической необходимости обновления стареющего авиапарка ВВС. Уже достигнутые показатели поставок - около ста самолетов и более ста вертолетов ежегодно - можно считать если не оптимальными, то близкими к оптимальным: впервые за постсоветский период ВВС может обновлять целые части за короткое время, что резко повышает эффективность процесса в целом.
Машины поля боя
Развертывание производства новых вертолетов Ка-52 и Ми-28 в свое время вызвало оживленные дискуссии на тему способности новых "вертушек" повторить успех летающей легенды - Ми-24. Сегодня ее острота заметно снизилась: новые Ми-28 уже приобрели Ирак (Багдад закупил также и "промежуточные" Ми-35М, созданные на основе Ми-24) и Алжир, ожидается начало их поставок в Египет. Факт успешного продвижения новой российской авиатехники в постсаддамовском Ираке и в целом холодно-нейтральном Египте говорит не только о репутации отечественной оборонки, но и о возможностях новых машин: иракская армейская авиация использует вертолеты в реальных боевых действиях, а для Алжира ожидание военной угрозы в последние 20 лет уже стало почти естественным состоянием.
Более продвинутый Ка-52 пока не получил экспортных заказов, однако его перспективы на внешнем рынке не вызывают сомнений: выдающиеся летно-технические характеристики в сочетании с большими возможностями оборудования делают эту машину привлекательной, особенно для тех стран, которым требуется машина, способная эффективно действовать над морем и в горах.
Экспортный потенциал пока сохраняет и предшествующая модель: Ми-35М, помимо Ирака, уже приобрели вооруженные силы Азербайджана, Венесуэлы и совсем не пророссийской Бразилии. Кстати, продвижение в Латинской Америке в последнее десятилетие является одним из наиболее существенных успехов "Рособоронэкспорта" и российских производителей вооружения и военной техники, сумевших получить долю рынка в исторически "чужом" регионе. Наиболее вероятными следующими получателями Ми-35 являются армии союзников России по ОДКБ.
Лидером же по-прежнему остается многоцелевой Ми-17, и если боевые машины уже представлены новым поколением, то смена главному отечественному вертолету пока не создана: новый Ми-38 все же играет в ином классе, а разработка перспективной средней машины пока находится на начальном этапе.
Вместе с тем сегодняшний Ми-17 с усовершенствованными двигателями и авионикой радикально отличается от машины советского производства. Скорее всего, темп его поставок на экспорт в ближайшие годы снижаться не будет - в том числе и благодаря снижению долларовой цены, а также перехода на расчеты в национальных валютах с рядом партнеров.
Что купят?
Анонсировать предстоящие оружейные сделки обычно не принято, однако некоторые из них постепенно переходят из разряда "обсуждаемых" в категорию "ожидаемых". В первую очередь это известный контракт на поставку истребителей Су-35 Китаю; возможная поставка боевых вертолетов и боевых самолетов для Индонезии; вероятно и официальное объявление о новых соглашениях с некоторыми странами Африки. Весьма интересны перспективы сделок с российскими гражданскими самолетами: помимо уже серийного SSJ-100 в ближайшие два года в производство пойдет среднемагистральный МС-21, и от его коммерческого успеха во многом зависит будущее российского гражданского авиапрома.
С этой точки зрения вероятные контракты на эти машины не менее важны, чем стабильно высокие показатели экспорта военной авиатехники: в конечном счете коммерческие заказы дают сегодня подавляющую часть доходов мирового авиапрома в целом.
ruWings © 2011-2022