Дата: | 01.02.1985 | ? |
Время: | 08:01:00 | ? |
Государство: | Беларусь | ? |
Место происшествия: | 10 км северо-западнее аэропорта Минск-2, Белорусь | ? |
Тип воздушного судна: | Ту-134А | ? |
Оператор: | Аэрофлот МГА СССР | ? |
Подразделение: | Белорусское УГА, Минский ОАО | ? |
Тип авиационного происшествия: | Катастрофа | ? |
Стадия полета: | Набор высоты | ? |
Причины: | Ошибки при техническом обслуживании, | ? |
Организация, проводившая расследование: | ||
Ссылка на отчет о расследовании: |
Описание происшествия:
Через 6 секунд после отрыва на высоте 35 м при скорости 325 км/ч произошло резкое падение оборотов левого двигателя, сопровождаемое хлопками и ростом температуры газов за турбиной. Экипаж парировал кренение, развернул самолет в сторону отказавшего двигателя и продолжил набор высоты. Через минуту на высоте 220 м на скорости 325 км/ч отказал правый двигатель. Самолет по инерции, с убранными шасси и закрылками, набрал высоту около 250 м. В этот момент самолет находился в облаках. Пытаясь сохранить скорость, КВС перевел самолет в снижение с вертикальной скоростью 7 м/с. После выхода из облаков на высоте 100-200 м самолет оказался над лесом с высотой деревьев 20-30 м. Экипаж был вынужден совершать посадку на лес. При столкновении с деревьями самолет проделал просеку длиной 570 м, разрушился и частично сгорел. Катастрофа произошла близ поселка Нежевка в 10 км от аэропорта Минск-2.
При осмотре двигателей на месте происшествия было обнаружено полное разрушение компрессоров и турбин (оплавление лопаток) обоих двигателей, разрушение обоих двигателей одинаковое и, следовательно, могло произойти только по одной общей для обоих двигателей причине.
Разборка и исследование разрушенных двигателей, проведенные в ГосНИИЭРАТ ВВС, показали, Что оба двигателя разрушены от помпажа, возникшего от попадания на их входы льда.
Как впоследствии оказалось , при полностью заправленных топливных емкостях (кессон-баки СЧК) керосином, длительное время находящихся под воздействием низких температур наружного воздуха (28 и 29 января температура н. в. - 20°С) верхние металлические поверхности кессонов не могут длительное время принять фактическую в момент подготовки самолета к вылету температуру наружного воздуха (от -5°С до - 2°С утром 1 февраля) и сохраняют более низкую температуру, чем температура наружного воздуха. Обработка поверхности самолета горячей водой с последующей обработкой жидкостью "Арктика" приводит к образованию на верхних переохлажденных холодным топливом панелях (как раз против входных устройств двигателей) кессон-баков гладкой, малозаметной прозрачной ледяной корки. Толщина ледяной корки может достигать до 20 мм. Поверхность 1-ой группы кессон-баков на самолете Ту-1З4А составляет ~ 10 кв.м, и вес ледяной корки может достигать ~ 200 кг.
В процессе руления и разбега самолета ледяная корка на поверхности планера (верхняя поверхность крыла центральной части) держалась и в момент отрыва самолета, когда самолет резко увеличил угол атаки и при этом увеличилось разряжение на верхней поверхности крыла, оторвавшее ледяную корку, и эта ледяная корка на мгновение, но достаточное для организации срыва потока, попав в воздухозаборник двигателя, вызвала пом-паж компрессора и дальнейшее его разрушение. По записям МСРП разрушение левого двигателя произошло приблизительно через 5 секунд после перевода самолета на больший угол атаки. Значит, ледяная корка оторвалась именно в момент перевода самолета на больший угол атаки, а эти 5 секунд потребовались для разрушения двигателя и регистрации сигналов на пленке МСРП.
Выводы комиссии:
Взлетная масса и центровка с-та не выходили за установленные пределы (46 т, 25,5 % САХ). Фактическая погода в а/п Минск-2 была: облачность 10 баллов высотой 160 м, дымка, видимость 190 м, по ОВИ 3100 м, ветер 180 град 5 м/с, порывы до 8 м/с, ветер на высоте круга 240 град 12 м/с. Атм. Р 731 мм.ртс, темпер 2 грд, Ксцеп 0,35, влажность воздуха 94 %. Прогноз на посадку: временами вид 1500, дымка, дождь, снег. Обл 10 балл высотой 120 м. Тенденция: гололед, в облаках и осадках сильн. облед. Расследованием установлено, что подготовка экипажа и самолета к выполнению полета проводилась в соответствии с нормат докум МГА. С разрешения службы УВД в 07 ч 47 м с-т был отбуксирован на точку запуска на траверзе стоянки 5. где в 07ч 52 м с интервалом 40 сек были запущены оба дв-ля. По показаниям 2П ПОС была включена, о чем было доложено КВС бормехаником и 2П. На исполнительном старте с разрешения диспетчера был выполнен прогрев дв-лей в течении 1 мин на режиме 77 % по оборотам КВД, что соответствует режиму 0.2 ном. Взлет был выполнен без отклонений. Длина разб составила 1300 м что соответствует расчетному значению. Отрыв на 290 км/ч.
Расшифровка переговоров:
7:59:00 - начало движения по ВПП;
7:59:35 - Отрыв Г=46т, Х=25% САХ, Впр=290 км/ч;
7:59:41 - Отказ лев дв Впр=325км/ч, Р=35м;
7:59:55 - Торец;
8:00:15 - ...Висла круг - 65910 произвел взлет, отказал левый двигатель, заход;
8:00:20 - ...65910 - Висла, не понял Вас;
8:00:25 - ...Отказал левый двигатель;
8:00:27 - ...65910 - Висла понял, заход будете у нас делать;
8:00:32 - ...Так точно;
8:00:35 - уборка закрылков ;
8:00:40 - ...65910 - Висла-круг, заход будете с курсом 314 выполнять;
8:00:40 - "Опасная вибрация", "Отказ правого дв-ля" Впр=325 км/ч, Н=220м;
8:00:50 - ...910 так точно;
8:01:05 - 910 - расчитывайте с курсом 314, правым, выполняйте заход по схеме правым;
8:01:15 - ...910 по...
Сведения о пострадавших:
На борту | Погибло | |
Экипаж: | 7 | 3 |
Пассажиры: | 73 | 55 |
На земле: | ||
Всего: | 80 | 58 |
Сведения о воздушном судне:
Регистрационный номер воздушного судна: | СССР-65910 |
Серийный номер воздушного судна: | 63969 |
Дата выпуска воздушного судна: | 1982 |
Наработка воздушного судна (часы): | 685 |
Двигатели: | 2 x Д-30 |
Повреждения воздушного судна: | Разрушен |
Дальнейшая судьба воздушного судна: | Списан |
Сведения о маршруте:
Тип рейса: | Внутренний регулярный пассажирский |
Номер рейса: | |
Аэропорт вылета: | Минск 2 |
Аэропорт назначения: | Пулково |
Сведения об экипаже:
Место происшествия на карте:
Фото происшествия:
Источники информации:
"ЧЕЛОВЕК, СРЕДА, МАШИНА". Л.Л.Селяков
ruWings © 2011-2022