Безопасность полетов. Авиакатастрофы
Последние новости _
Главная > Авиакатастрофы > Катастрофа Ту-134А СССР-65856 Аэрофлот МГА СССР 03.05.1985

Катастрофа Ту-134А СССР-65856 Аэрофлот МГА СССР 03.05.1985

Дата:03.05.1985?
Время:12:13:26?
Государство:Украина?
Место происшествия:около г. Золочев, Львовская область, Украина?
Тип воздушного судна:Ту-134А?
Оператор:Аэрофлот МГА СССР?
Подразделение:Эстонское УГА, Таллинский ОАО?
Тип авиационного происшествия:Катастрофа?
Стадия полета:Заход на посадку?
Причины: Ошибка служб УВД,?
Организация, проводившая расследование:
Ссылка на отчет о расследовании:

Описание происшествия:

Жителям Прибалтики было грех жаловаться на весну 1985 года. 03 мая в Таллинне вовсю светило солнышко и день был необычно теплым и безветренным. Но экипаж самолета "Ту-134А" Эстонского управления гражданской авиации под командованием Героя Социалистического Труда, летчика I класса Н.И. Дмитриева, не мог позволить себе расслабиться - погода на большей части маршрута Таллинн - Львов - Кишинев, который им предстояло выполнить, обещала быть весьма неприятной.
На пути их ждали грозовые фронты, многослойная дождевая облачность, болтанка и даже обледенение. Как ни странно, Николай Иванович был даже доволен таким неблагоприятным прогнозом. Дело в том, что в этом рейсе он как пилот-инструктор и командир эскадрильи "вывозил" уже довольно опытного летчика В.Н. Дякина, который готовился занять левое кресло в пилотской кабине "Ту-134", и вполне справедливо считал, что лишний полет в "сложняке" пойдет будущему командиру только на пользу. Кроме Н.И. Дмитриева и В.Н. Дякина в состав экипажа эстонского "Ту" входили штурман О.Б. Дыкуха и бортмеханик В.Ф. Потапов - опытные авиаторы, налетавшие на этом типе самолета не одну тысячу часов и допущенные к полетам в самых сложных метеоусловиях.
Загрузка рейса 8381 была неполной, и стюардессам С.В. Сергеевой и Ю.С. Кучинской не составило труда разместить в салоне 65 взрослых пассажиров и 8 детей. В 10.20 строго по расписанию убрали трап и в 10.38 "Ту-134А" №65856 взял курс на Львов.
Тем временем в аэропорту города Львова полным ходом шла подготовка к вылету военно-транспортного самолета "Ан-26", который должен был доставить в Москву практически все руководство ВВС Прикарпатского военного округа. Вместе с командующим генерал-майором авиации Е.И. Крапивиным в столицу летели член военного совета В.М. Доценко, начальник штаба ВВС округа С.А. Волков и многие другие. С отцом в полет напросились и оба сына командующего Андрей и Александр. Неудивительно, что пилотировать "Ан-26" доверили самому опытному экипажу в/ч 15956.
Командир корабля, подполковник Шишковский, провел в небе почти 6000 часов, из них 1430 - на левом кресле транспортных "Анов". Пилотировать самолет ему помогал В.В. Быковский - сын знаменитого космонавта Валерия Быковского, недавний выпускник Балашовского ВВАУЛ. Лейтенант Быковский налетал на "Ан-26" всего 450 часов, но уже успел зарекомендовать себя грамотным и инициативным летчиком. Квалификация и опыт остальных членов экипажа военно-транспортного самолета тоже не вызывала сомнений. И штурман корабля В. В. Коломиец, и борттехник В.И. Шаповалов, и бортмеханик Р.С. Корейба, и бортрадист Л.В. Бубанов в совершенстве владели своей профессией.
Высокопоставленные пассажиры прибыли на борт самолета без опоздания и в 12.02 "Ан-26" разбежался по мокрой бетонке Львовского аэропорта и скрылся за пеленой низкой рваной облачности.
03 мая полеты воздушных судов в зоне ответственности Львовского района ЕС УВД обеспечивала диспетчерская смена под началом руководителя полетов аэропорта Львов Л.А. Квашина. В начале месяца погоду на Западной Украине определяла область низкого давления и связанный с ней теплый фронт, проходивший несколько южнее Львова. Поэтому небо над аэропортом было плотно затянуто многослойной разорванно-дождевой облачностью, нижняя кромка которой едва не касалась земли, а верхняя достигала высоты 5 - 6 км.
Видимость в облаках равнялась нулю, и поэтому ответственность авиадиспетчеров за безопасность полетов возрастала многократно. От них зависели жизни сотен пассажиров и членов экипажей самолетов, проходивших через воздушную зону Львовского РЦ УВД. Вне меньшей степени они зависели и от надежной и точной работы радиотехнических средств обеспечения полетов и связи. Но здесь было все в порядке: в распоряжении диспетчеров были и обзорный трассовый локатор ТРЛ-139, и вторичный локатор "Корень-АС", и обзорный аэродромный локатор ДРЛ-7СМ - в общем, все необходимое для управления движением самолетов в любых погодных условиях.
Эстонский "Ту-134" вошел в Львовскую воздушную зону в 12.06 на высоте 7800 метров. Экипаж уже приготовился к снижению для захода на посадку в аэропорт Львов и запросил разрешение у диспетчера восточного сектора РЦ В.В. Шевченко на занятие эшелона 4200 м. Шевченко снижение разрешил, но буквально через несколько секунд отменил свое решение и приказал командиру "Тушки" снизиться до 4800 м, мотивируя это тем, что им навстречу на высоте 4500 м следует "Ан-24". На удалении 25 км от ОПРС (отдельной приводной радиостанции) Золочев самолеты разошлись, и тут же последовало разрешение на дальнейшее снижение до 4200 м.
В 12.11 на борт "Ту-134" пришло сообщение о наличии в районе ОПРС еще одного встречного самолета, следовавшего на высоте 3900 м. Это был военно-транспортный "Ан-26" №26492. Через 3 минуты после взлета командир корабля Шишковский вышел на связь с диспетчером подхода П.А.Савчуком и получил от него разрешение занимать эшелон 3900 м на ОПРС Золочев. Вскоре радист "Ан-26" получил сообщение, что на высоте 4200 м навстречу "Ану" летит "Ту-134" с продольным интервалом в 10 км.
В 12.12 "борт" 26492 занял указанный эшелон, немедленно доложил об этом диспетчеру и попросил сообщить удаление от ОПРС Золочев. Диспетчер Савчук, который "вел" "Ан-26", ошибся в определении местоположения военно-транспортного самолета на экране радиолокатора. Он принял засветку следовавшего впереди в том же направлении пассажирского "Ан-24" за отметку "Ан-26" и сообщил, что удаление самолета от приводной радиостанции составляет 65 км (на самом деле оно равнялось 56 км). Не проверив свои расчеты, Савчук поспешил передать военный самолет диспетчеру восточного сектора РЦ Шевченко. А сам через секунду связался с экипажем "Ту-134" и произнес роковую фразу: "856-му! Снижение до 3600 к четвертому развороту для захода на посадку курсом 312!". Команда была выполнена немедленно и "Тушка" опустила свой длинный нос к земле...
В 12.13 "Ту-134" и "Ан-26" столкнулись в облаках на высоте 3900 м в 6 км от Золочева. Расшифровка информации, записанной "черным ящиком" и бортовым магнитофоном показала, что за несколько мгновений до катастрофы пилоты гражданского самолета заметили в разрывах облачности силуэт "Ан-26" и попытались резко отвернуть вправо. Аналогичную попытку предпринял и экипаж подполковника Шишковского, но было уже слишком поздно. Самолеты столкнулись левыми плоскостями, имея крен на правый борт 450 и 140 соответственно. На борту обоих самолетов находилось 94 человека...
В 12.20 на столе дежурного в/ч 3350, дислоцированной в районе Золочева, зазвонил телефон. Не представившись, звонивший стал кричать: "Только что слышал в воздухе сильный удар... Возле фермы упали обломки самолета!". Личный состав части был поднят по тревоге и направлен к месту происшествия. Вскоре туда же прибыла аварийно-спасательная команда Львовского аэропорта и военнослужащие в/ч 15956, которой принадлежал "Ан-26".
В 12.44 военный вертолет обнаружил место падения частей "Ту-134". Возле них уже находились пожарные, но спасать и там, увы, было уже некого...
В этот же день приступила к работе Государственная комиссия, созданная двумя министерствами - обороны и гражданской авиации. Параллельным расследованием занимались прокуратуры Союза, Украины и Львовской области, органы МВД и КГБ. Обстоятельства случившегося были проанализированы самым тщательным образом. Была проверена профессиональная подготовка пилотов и диспетчеров, изучены необходимые документы и материалы, организованы многочисленные технические и судебно-медицинские экспертизы. К счастью, содержимое "черных ящиков" практически не пострадало, что значительно облегчило работу экспертов. Словом, исследовано было все до мелочей. В результате сложилась полная картина катастрофы.
С самого начала расследования основными подозреваемыми были диспетчеры Львовского РЦ ЕС УВД. Диспетчер подхода П.А.Савчук пришел в Центр после списания с летной работы на пенсию в возрасте 48 лет. Он закончил, двухмесячные курсы диспетчеров в Ульяновском учебном центре, и был допущен к самостоятельной работе в сентябре 1984 года с присвоением квалификации "Диспетчер службы движения третьего класса". Его непосредственный начальник А.М. Квашин и диспетчер восточного сектора В.В. Шевченко имели намного больше опыта работы в службе УВД. Квашин даже окончил Академию гражданской авиации по своей специальности и, несмотря на довольно молодой возраст, имел квалификацию диспетчера первого класса.
Казалось бы, профессиональная подготовка этих специалистов не должна была вызывать никаких сомнений, но жизнь, к сожалению, довольно жестоко доказывает, что "пятёрки" в аттестате - это одно, а умение работать практически, тем более на такой ответственной работе, как организация воздушного движения - это совсем другое. В действиях Савчука, Квашина и Шевченко, приведших к столкновению воздушных судов, комиссия усмотрела и низкую квалификацию, и преступную небрежность, и самую вопиющую безответственность. Не сумев правильно определить положение отметки самолета "Ан-26" на индикаторе кругового обзора, Савчук продемонстрировал свое неумение работать со средствами радиолокационного контроля.
О его низком профессионализме говорит и тот факт, что он дал команду на снижение экипажу "Ту-134", не уточнив предварительно воздушную обстановку, не удостоверившись, что выдерживаются безопасные интервалы эшелонирования между самолетами. Не менее тяжкая вина за случившееся лежит и на руководителе полетов Квашине.

Расшифровка переговоров:

12:01:21
Б - Старт, 26492, к взлету готов
Д - 492, взлет разрешаю
12:02:42
Б - Львов, круг, 26492 после взлета курс Калиновка, 1500, 1800
Д - 26492-й Львов круг, на Золочев занимайте 1800, пересечение 1500 доложите
Б - Вас понял, на Золочев 1500
Д - 492, по данным метео в облаках умеренное обледенение
Б - Вас понял
12:04:51
Б - 26492, 1500 пересекли
Д - 492, работайте с подходом 126,0
Б - Понял
12:05:22
Б - Львов подход 26492, 1800, до Золочева успеваю 4500 в 14 минут
Д - 26492, на Золочев 4500 разрешаю, пролет доложить
Б - 4500 доложу
12:05:45
Б - Львов, 65856 7800 занял на Золочев
Д - 65856, Львов контроль, азимут 45, удаление 122км на Золочев занимайте 4200
Б - 856, Золочев 4200
12:06:13
Д - 492
Б - Слушаю
Д - 492, 3900 доложите, встречный будет в районе Золочева на четыре пять... двести
Б - вас понял, 3900 доложим
12:07:24
Д - 492, где у вас посадка?
Б - На Мостике
Д - Понял
Б - Москва
12:08:32
Д - 865, 4800 пока доложите
Б - 856, 4800
Д - 856, для информации, встречный Ан-24 прошел курсом на Дедеркалы занимает 4500
Б - 856, понял
12:11:09
Б - 856, 4800, 25 до Золочева
Д - 856, продолжайте снижение 4200, борт пересек вам курс, ушел влево, в районе Золочева будет встречный на четыре... на 3900
Б - 856, 4200
12:11:58
Д - 492
Б - 3900 занял 492
Д - 492, удаление 65, с контролем на 125,5
Б - Вас понял
12:12:18
Б - 856, 4200
Д - 856-му, с подходом 126 ноль
Б - конец
12:12:28
Б - Львово контроль, 26492
Д - 26492 Львов контроль
Б - 492, добрый день, сию 3900 проходим Золочев, Шепетовка в 36 минут, прошу 5700
Д - 492, азимут 86, удаление 60км пока 3900, встречный Ту-134 4200, между вами 10
Б - Вас понял, 3900 сохраняю
12:12:30
Б - Львов подход 65856
Д - 65856, Львово подход
Б - 4200, Золочев
Д - 856, удаление 65, азимут 85, посадочный 312 к 4-му занимайте пока 3600
Б - 65856, занимаю 3600 в район 4-го
12:13:26 - столкновение ВС

Сведения о пострадавших:

На бортуПогибло
Экипаж:66
Пассажиры:7373
На земле:
Всего:7979

Сведения о воздушном судне:

Регистрационный номер воздушного судна:СССР-65856
Серийный номер воздушного судна:23253
Дата выпуска воздушного судна:1975
Наработка воздушного судна (часы):18548
Двигатели:2 x Д-30
Повреждения воздушного судна:Разрушен
Дальнейшая судьба воздушного судна:Списан

Сведения о маршруте:

Тип рейса:Внутренний регулярный пассажирский
Номер рейса:
Аэропорт вылета:Таллинн
Аэропорт назначения:Скнилов

Сведения об экипаже:

Экипаж Ту-134А:
КВС-инструктор - Дмитриев Николай Иванович;
КВС-стажер Дякин В.Н.;
штурман Дыкуха О.Б.;
бортмеханик Потапов В.А.;
бортпроводники:
Сергеева С.В.;
Кучинская Ю.С.;
Экипаж Ан-26:

КК - Шишковский;
ПКК - В.В. Быковский;
штурман В.В. Коломиец;
борттехник В.И. Шаповалов;
бортмеханик Р.С. Корейба;
бортрадист Л.В. Бубанов;

Место происшествия на карте:

Фото происшествия:

Источники информации:

ruwings.ru:  |   Карта сайта  |  

ruWings © 2011-2022