Судя по документам, изъятым следователями в офисе авикомпании "Когалымавиа", в 2014 и в 2015 годах ее руководство пыталось поправить тяжелейшее финансовое положение компании, в том числе за счет сомнительных налоговых схем. Бизнесмены неоднократно и настойчиво пытались выбить из бюджета деньги в виде возврата налога на добавленную стоимость (НДС) почти на 100 млн рублей, объясняя это тем, что якобы несли затраты в аэропортах, в том числе по техническому обслуживанию самолетов и бортовому питанию. Однако, Федеральная налоговая служба (ФНС) и суды различных инстанций признавали требования "Когалымавиа" незаконными.
После трагедии A-321 cледователи изучают документы по финансово-хозяйственной деятельности "Когалымавиа". Уже понятно, что финансовая ситуация в компании была тяжелой: в 2014 году сильно выросла себестоимость полетов - с 5,9 млрд рублей до 7,2 млрд, при этом чистая прибыль упала в 36 раз - с 87 млн до 2,4 млн рублей. У компании были миллиардные долги перед партнерами и своими сотрудниками, которые по несколько месяцев не получали зарплаты.
"Когалымавиа" обрастала кредитами: долговые обязательства в 2013 году оценивались в 354,9 млн рублей, а в 2014 году уже в более чем 1 млрд. Судя по документам, руководство "Когалымавиа" пыталось поправить экономическое положение не только кредитами, но с помощью сомнительных налоговых схем. Например, в 2014-2015 годах компания неоднократно и настойчиво пытались выбить из бюджета НДС почти на 100 млн рублей.
Каждый раз авиакомпания предоставляла в столичное УФНС №8 и суды похожие доводы для возмещения НДС: якобы она несла различные затраты в аэропорту, а также по наземному обслуживанию своих самолетов (заправка, уборка, техническое обслуживание). Однако, налоговики проводили камеральные проверки, в большинстве случаев признавая требования авиакомпании неправомерными. "Когалымавиа" в свою очередь пыталась выбить из ФНС деньги через суды, в том числе и копеечные суммы. Так, один из первых исков был подан в 2012 году к ФНС на сумму 4 тыс рублей.
Дольше всего длится противостояние между авиакомпанией и столичной инспекцией ФНС №9, которая в 2014 году отказала в возмещении 9,3 млн рублей НДС за оплаченные услуги по обслуживанию и базированию аэродромной техники. В этом иске идет речь о начисленном НДС за 2 квартал 2013 года. В начале 2014 года авиакомпания попросила возместить ей 74,2 млн рублей налога на добавленную стоимость. Налоговая провела весной 2014 проверку, и решила, что можно возместить "Когалымавиа" сумму в 64,9 млн рублей, а на возмещение оставшихся 9,3 млн она права не имеет. Эта сумма касалась расходов, которые авиакомпания понесла за наземное обслуживание, заправку, уборку и базирование своих самолетов в различных аэропортах мира.
Налоговики, отказавшись делать возврат, мотивировали свое решение статьей 149 Налогового кодекса, по которой эти услуги вовсе не подлежат налогообложению, следовательно, и возвращать за них нечего. Однако авиакомпания решила добиваться возврата этих 9,3 млн. в суде. Эта история сопровождалась тремя различными исками. Это единственное дело, по которому первая инстанция - Московский арбитраж - встала на сторону авиакомпании, однако налоговики не согласились с их доводами и подали апелляцию в арбитражный суд №9.
По всем остальным аналогичным искам авиакомпании было отказано, по тем же мотивам, указанным налоговой инспекцией, и со ссылкой на соответствующее Постановление ВС РФ. Например, в апреле 2015 года тот же Арбитражный суд Москвы компании по практически идентичному иску отказал компании в возврате 8,6 млн рублей НДС. По двум самым крупным искам о возврате налогов решение еще не принято: "Когалымавиа" подала их в сентябре-октябре 2015 года. В первом, сентябрьском иске, речь идет о сумме 13 млн рублей, во втором, принятом в октябре - о сумме в 50 млн. рублей.
По мнению экспертов, на возврате НДС пыталось поправить свои дела либо "Когалымавиа", либо лично ее руководство.
Адвокат Сергей Князькин рассказывает, что чрезмерная активность любой компании в арбитражах по возврату НДС свидетельствует о двух вещах.
- Если какая-либо компания активно пошла взыскивать возврат НДС, то здесь может быть ветка: с одной стороны, руководство легально хочет получить хоть какие-то лишние деньги для затыкания дыр в финансах, либо забрать полученное лично себе, и убежать от кредиторов или даже уголовного преследования из страны, - рассказал Князькин.
С ним согласна и адвокат Сталина Гуревич.
- Эти все движения в арбитражах свидетельствуют о том, что у авиакомпании имеются финансовые проблемы, - рассказала "Известиям" адвокат.
Напомним, что c 2012 года 100% доли в УК авиаперевозчика принадлежит ООО "Западная авиационно-инвестиционная компания", а ее владельцами являются ,bpytcvtys Хамит Багана (44%), Амирбек Гагаев (27,78%) и Бувайсар Халидов (27,78%). Однако, как говорят источники близкие к компании, всем бизнесом руководит турецкий бизнесмен Арслан Энвер.
Утром 31 октября российский пассажирский самолет А-321 авиакомпании "Когалымавиа", следовавший рейсом из Шарм-Эль-Шейха в Санкт-Петербург, потерпел крушение на Синайском полуострове, в 100 км от египетского города Эль-Ариша. На его борту находились 217 пассажиров и 7 членов экипажа - все они погибли.
ruWings © 2011-2022