Российские следователи приступили к изучению изъятых в офисе "Когалымавиа" технических и финансовых документов. По предварительной версии, озвученной властями Египта, причина крушения - в технической неполадке лайнера А-321. Это косвенно подтверждается свидетельствами очевидцев: как они говорят, незадолго до падения у самолета загорелся двигатель. Российские следователи сейчас проверяют прямые и косвенные причины, которые могли привести к неисправности, чтобы подтвердить или исключить эту версию. Одна из них - серьезные финансовые трудности, которые испытывала компания. Это обстоятельство, по мнению экспертов, могло повлиять на техническое состояние самолетов.
О неважном финансовом положении авиаперевозчика говорят следующие цифры. Согласно базе данных СПАРК, у "Когалымавиа" в 2014 году сильно выросла себестоимость полетов - с 5,9 млрд рублей до 7,2 млрд, при этом чистая прибыль упала в 36 раз - с 87 млн до 2,4 млн рублей.
Вероятно, собственных средств компании стало не хватать, и она прибегла к займам. Так, согласно бухгалтерской отчетности, которую изучили "Известия", долговые обязательства "Когалымавиа" по займам в 2013 году составляли 354,9 млн рублей, а в 2014 году уже более миллиарда.
К финансовым неприятностям перевозчика частично могли привести сложные отношения с туроператорами. В 2014-2015 годах деятельность компании сопровождалась затяжным судом с одним из крупнейших турагентств ООО "ТТ-Трэвел" (согласно СПАРК, действует под брендом TUI), которое заказывало у "Когалымавиа" чартерные перевозки с 2012 года и, согласно заявлению авиакомпании, не платило за них. Соответствующая информация содержится в исковом заявлении авиакомпании "Когалымавиа" к ООО "ТТ-Трэвел", поданном в АС города Москвы, в котором авиакомпания просит взыскать убытки, причиненные ей в размере почти 1,4 млрд рублей, а в качестве обеспечения иска просит арестовать счета "ТТ-Трэвел".
Есть и еще один косвенный фактор свидетельствующий о финансовых проблемах "Когалымавиа": авиакомпания задолжала Пенсионному фонду России страховых взносов за сотрудников на сумму 32,5 млн рублей. Исполнительное производство завел Басманный районный отдел судебных приставов.
Данные из открытых источников - с сайта ПФР и Федеральной службы судебных приставов - не дают конкретики, за какое время накопилась задолженность, однако, согласно дате, опубликованной на сайте ФССП, проверка Пенсионного фонда прошла в компании 21 мая 2015 года. На тот момент задолженность по страховым выплатам по ПФР составила 32,5 млн рублей со всеми пенями и штрафами.
По данным Lifenews cотрудники авиакомпании "Когалымавиа" - летчики и бортпроводники - месяцами не получали заработную плату.
- Все бортпроводники застрахованы только на 100 тысяч. И все. У них у всех, включая летчиков и бортпроводников, трехмесячная задержка зарплаты. Они ходили все на нервах, потому что в долгах, - рассказал один из сотрудников компании.
Пилоты разбившегося самолета "Когалымавиа" обращали внимание техников и руководство авиакомпании на перебои в работе двигателей, в том числе о сложностях, возникавших при их запусках. Однако самолет не снимался с эксплуатации.
Главный редактор отраслевого портала Avia.ru Network Роман Гусаров считает, что в некоторой степени денежные проблемы перевозчика действительно могли повлиять на техсостояние самолетов "Когалымавиа"
- Я считаю, что к обеспечению безопасности полетов надо подходить комплексно. Несомненно, финансовое состояние компании может повлиять на оперативность обслуживания воздушных судов. Но судить о техническом состоянии только по объему долгов и объему выручки, кстати, тоже неверное, - говорит эксперт. - Долги компании перед кредиторами совершенно не означает, что у нее нет операционной выручки и что она испытывает финансовые трудности. У всех авиаперевозчиков имеются долги. Более того, Росавиация периодически проводит мониторинг финансового состояния компании. И если с экономические проблемы перевозчика начинают угрожать безопасности, Росавиация может временно приостановить сертификат эксплуатанта или и вовсе аннулировать.
По мнению экспертов, такая финансовая картина стала в последнее время характерна для всей авиаотрасли. А отсутствие свободных денег приводит к опасной экономии, говорят они.
- Финансовое состояние авиакомпании влияет на состояние авиапарка и на безопасность полетов, - рассказал "Известиям" бывший эксперт Минтранса РФ Сергей Крутоусов. - Авиакомпании начинают поджимать расходы по всем позициям.
При этом Крутоусов отметил, что такой подход ярче всего проявляется по отношению к собственным самолетам авиакомпании, а не к лизинговым.
- Возьмем пример "Трансаэро" - лизинговым машинам нельзя менять двигатели, "пересаживать" их с одного борта на другой, потому что у двигателей разные собственники, а это было сделано, - рассказал Крутоусов. - Это называется "каннибализация" - когда с простаивающих самолетов снимают узлы и переставляют на рабочие. Проблема том, что так не должно быть: если произошел отказ оборудования на одном самолете, а нужно оперативно осуществить перевозку людей, необходимо заменить сломанный самолет резервным. А нас вместо этого занимаются каннибализацией.
При этом Крутоусов отмечает, что во многих авиакомпаниях, особенно небольших региональных, пристально следят за основными самолетами.
- У них он самолет-кормилец, его холят, и стараются не допускать никаких нарушений, - отметил Крутоусов. - Если в ходе расследования выяснится, что там уже пошли нарушения вот по таким самолетам, которые у них кормильцы, то это будет свидетельствовать об очень серьезных проблемах в компании.
Однако, как сообщали информагентства, пилоты разбившегося самолета "Когалымавиа" обращали внимание техников и руководство авиакомпании на перебои в работе двигателей, в том числе о сложностях, возникавших при их запусках. Однако самолет не снимался с эксплуатации, совершая за день по несколько перелетов из России в Египет и обратно. Впрочем, заменить борт было нечем - в парке авиакомпании всего несколько самолетов.
Возраст самолета Airbus A321 авиакомпании "КогалымАвиа", потерпевшего крушение в Египте, - 18,5 лет. Согласно данным отраслевого портала Planespotters.net, "КогалымАвиа" эксплуатировала этот самолет с марта 2012 года. С 1997 года по 2003 год самолетом пользовалась национальная авиакомпания Ливанской Республики Middle East Airlines, потом поочередно турецкая Onur Air, флагманская авиакомпания Саудовской Аравии Saudi Arabian Airlines и сирийская Cham Wings Airlines.
Следственный комитет РФ возбудил дело по факту катастрофы. Об этом сообщил официальный представитель СК Владимир Маркин. Уголовное дело возбуждено по статье "Нарушение правил безопасности полетов или подготовки к ним".
ruWings © 2011-2022