Осенью 2015 года российский рынок авиаперевозок ждут новые потрясения. Горячий летний сезон завершится, а новый вряд ли станет "хлебным". По России в это время путешествовать особо некуда, а за рубеж - накладно. Оставшись без пассажиров, авиакомпании вновь подадут сигнал бедствия. Услышат ли их власти и не придется ли зимой кому-то безвозвратно вылететь с рынка, выясняло "Уралинформбюро".
Долетались до "мокрого лизинга"
В 2015 году авиаторы продолжили накапливать долги и терять кредитоспособность. По данным газеты "Коммерсантъ", в 2014 году убытки 5 крупнейших авиаторов ("Аэрофлот", "Трансаэро", "Сибирь", "ЮТэйр", "Россия") по РСБУ составили 25 миллиардов рублей, а по итогам I квартала текущего года - уже 18.
Подставить плечо компаниям-должникам могло бы государство, но Минэкономразвития против. Проанализировав ситуацию в отрасли, ведомство пришло к выводу, что высокая насыщенность рынка оказывает негативное влияние на финансовую состоятельность перевозчиков, поэтому единственный выход - "зачистить" должников. Их доли перераспределятся между более эффективными авиакомпаниями, и ситуация стабилизируется. Так было, к примеру, в 2008 году, когда уход обанкротившейся Air Union, занимавшей 15% рынка, дал импульс развитию отрасли.
К тому же, по мнению Минэкономразвития, госгарантии, предоставленные перевозчикам 7 лет назад, не только не исправили ситуацию, но еще больше "подзагнали" рынок. "Трансаэро" и другие компании стали заказывать новые самолеты в расчете на то, что пассажиропоток вырастет сам. "В итоге отрасль так и не вышла из кризиса 2008 года, рынок сжался, а провозные емкости оказались раздутыми", - заявил "Коммерсанту" заместитель главы ведомства Евгений Елин. Поэтому единственное, на что сейчас реально могут рассчитывать перевозчики, - обнуление НДС на внутренних линиях на ближайшие два-три года.
Вместе с тем эксперты считают, что государство не сильно тратилось на авиакомпании, а многие меры по спасению авиарынка явно запаздывали. По словам главы аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олега Пантелеева, предложение об обнулении НДС было озвучено еще весной 2010 года гендиректором Sky Express Мариной Букаловой (перевозчик прекратил свое существование в 2011 году - прим. ред.). Однако воз и ныне там.
Гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев на встрече с Владимиром Путиным, проговаривая условия появления в стране лоукостера, просил разрешить авиакомпаниям продажу билетов по невозвратным тарифам и пересмотреть существующие нормы бесплатного провоза багажа, а также сделать возможным наем зарубежных пилотов на должности командиров воздушных судов.
В итоге рассмотрение вопроса о летчиках-иностранцах чиновники затянули настолько, что из-за упавшего курса рубля компании не смогли получить хоть какую-то выгоду, а изменения правил провоза багажа для единственного лоукостера оказались просто бесполезными.
По мнению О.Пантелеева, если сейчас государство передумает оказывать поддержку авиаторам, то все предыдущие шаги по стабилизации рынка окажутся бесполезными, а авиакомпании понесут дополнительные потери. И все лишь потому, что чиновники долго не могли решить, как спасать отрасль.
Еще менее радужную картину рисует ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. Он уверен, что если государство решит отказаться от поддержки неэффективных перевозчиков, то блага не будет. Мгновенно никто из них не вылетит с рынка - процесс будет долгим и мучительным. Сначала начнутся задержки рейсов, потом отмены, а бедным пассажирам придется сутками торчать в аэропортах.
Работы лишатся десятки тысяч людей, причем не только в авиации, но и в смежных отраслях. На фоне этого несомненно ухудшится качество подготовки самолетов к вылету, что повлечет за собой рост числа авиационных происшествий и даже катастроф.
По мнению Д.Баранова, после банкротства ряда российских авиакомпаний можно будет ставить крест и на отечественном авиапроме, по крайней мере, на гражданском. Перевозчикам не нужны будут ни SSJ-100, ни МС-21, во всяком случае, в тех количествах, которые озвучивались ранее. А значит, пострадают и металлургия, химическая, электротехническая и электронная промышленность.
Впрочем, Олег Пантелеев данные опасения не разделяет. Он уверен, что проекты SSJ-100 и МС-21 ориентированы в первую очередь на международный рынок - именно там должно быть продано большее число самолетов. К тому же ни один кризис не вечен, и к тому моменту, когда программа МС-21 будет на стадии серийного производства, ситуация изменится, возможно, в лучшую сторону.
Он также считает, что экономический кризис и рост социальной напряженности - явления неразрывно связанные. Чтобы парировать эту угрозу, государству следовало бы принять инициативу "Аэрофлота" о разрешении "мокрого лизинга" - сдачи в аренду зарубежным перевозчикам самолетов с экипажами.
Начало конца
По мнению О.Пантелеева, в августе, на пике перевозок в Сочи, Симферополь, Минводы, рынок еще не выглядит переполненным. Более остро этот вопрос встанет в сентябре. При этом неважно, как именно удастся сократить предложение: поставят ли сами авиакомпании свои самолеты "к забору" или дело закончится "похоронами" одного-двух крупных игроков.
Как отмечает эксперт, скорее всего, вернуться к прибыли в III квартале 2015 года целому ряду авиакомпаний удастся и без сокращения флота, а вот пережить IV квартал и получить в нем хороший финансовый результат без изменения числа эксплуатируемых самолетов смогут не все.
В свою очередь Дмитрий Баранов опасается, что уход с рынка ряда крупных игроков (первые кандидаты на вылет - "Трансаэро" и "ЮТэйр", накопившие самые большие долги среди перевозчиков - прим. ред.) повлечет за собой снижение конкуренции и, как следствие, рост стоимости авиабилетов. А значит, летать по стране и за рубеж россияне будут еще меньше, чем сейчас. Впрочем, независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко полагает, что билеты, если и подскочат в цене, то не больше чем на 3-5%, а такой рост пассажиры вряд ли почувствуют.
Он также считает, что в текущих условиях в реструктуризации долгов "Трансаэро" и "ЮТэйр" нет никакого смысла. "120 миллиардов рублей задолженности ("Трансаэро" за 1 квартал 2015 года - прим. ред.) сколько не реструктуризируй, при нынешних процентных ставках и уровне рентабельности перевозок большая доля средств будет уходить просто на обслуживание этого долга. Здесь может помочь только докапитализация, а докапитализировать "Трансаэро" некому, кроме как государству. А чтобы это сделать, оно должно получить как минимум весь контрольный пакет, а может быть, и весь пакет акционеров, иначе на каком основании оно будет делать такие подарки. Но тут сразу возникает вопрос, зачем России еще одна государственная авиакомпания?!" - резонно подчеркивает А.Крамаренко.
Он прогнозирует, что после возможного "вылета" двух неудачников произойдет перераспределение рынка, он консолидируется, и у авиакомпаний (тех же "Аэрофлота" или S7) появится больше возможностей управлять ценой. "Безусловно, ряд авиакомпаний попробует поднять свои финансовые показатели. Для потребителя это, возможно, плохо, но для отрасли хорошо, так как сейчас рентабельность авиакомпаний по чистой прибыли - 1%. Это очень мало. Я думаю, вряд ли найдется в России хоть один бизнесмен, который ради такой прибыли захочет палец о палец ударить", - заявил Крамаренко.
По его мнению, если рентабельность авиабизнеса поднимется до 5-6%, то, возможно, появятся инвесторы, готовые вложить в него средства. "В последние годы не появилась ни одна авиакомпания, у которой был бы за пазухой хоть один независимый инвестор. Это либо "дочки" туроператоров, либо крупных перевозчиков", - подчеркивает эксперт.
Крамаренко предрекает, что ближайшей зимой рискуют вылететь с рынка не только флагманы, но и региональные авиакомпании ("Ямал" и "Якутия"). "Они так же, как "Трансаэро" и "ЮТэйр", набрали парк, а все дыры в доходах латали за счет субсидий регионального бюджета. С учетом того, что в кризис бюджетных рублей всегда не хватает, ситуация здесь тоже патовая. Но это "мелочь", и их уход, можно сказать, отряд и не заметит", - отметил он.
Гадать, сидя на чемоданах, остается недолго. Авиакомпании уже начали промоутировать скидки на международных линиях в зимнем сезоне. Про полеты по России они пока предпочитают молчать.
ruWings © 2011-2022