Сегодня УФАС по РТ рассмотрит дело в отношении федерального "Аэрофлота", заподозренного в завышении цен. Жалобу на авиакомпанию подали три жителя Татарстана, которым билеты экономкласса в Москву обошлись аж в 23 тыс. рублей. Как выяснилось, у авиакомпании - целых 11 почти ничем не различающихся, кроме цены, билетных подклассов. Эксперты "БИЗНЕС Online" считают, что подобные схемы в порядке вещей, но говорить об обдираловке на фоне убытков авиаотрасли в 20 млрд. рублей не приходится.
У "Аэрофлота" нашлись признаки доминирования
Первое рассмотрение дела в отношении ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии", исход которого в потенциале может затронуть всю авиаотрасль страны, состоится сегодня в УФАС по РТ. Антимонопольщики заподозрили, что с начала 2014 года крупнейшая авиакомпания России установила необоснованные цены на направлениях Казань - Москва и Москва - Казань.
Основанием для рассмотрения иска стали три обращения от граждан, в которых они жалуются на дорогие билеты в экономклассе, сообщил газете "БИЗНЕС Online" заместитель руководителя УФАС по РТ Павел Ко?зел. Ведомство установило, что, согласно сайту "Аэрофлота", у перевозчика есть экономкласс как за 6 - 10 тыс. рублей, так и за 23 тысячи. "Сами представляете, что 23 тысячи за экономкласс - это не совсем экономкласс", - обращают внимание антимонопольщики и добавляют, что самые дорогие билеты в этом сегменте по данному направлению выявлены именно у "Аэрофлота".
Выяснилось, что в рамках одного класса обслуживания у перевозчика существует множество так называемых подклассов бронирования с самым широким диапазоном цен. Так, в экономклассе существуют целых 11 подклассов, некоторые из них между собой различаются, как считают в УФАС, несущественно (например, по сроку действия обязательства по перевозке), но имеют разительное отличие по цене.
"В итоге вы можете купить билет за 20 тысяч рублей, а ваш сосед - за 8 тысяч", - отмечают в УФАС. В отношении бизнес-класса у перевозчика подобной широты предложения нет, но не исключено, что в ходе рассмотрения дела претензии возникнут и по нему.
Антимонопольщики отмечают, что в ходе разбирательства проверят и долю "Аэрофлота" на рынке перелетов между двумя городами. "Монополистами их называть некорректно, но имеются признаки того, что они занимают доминирующее положение", - констатируют в управлении. И хотя за нарушение нормы закона о защите конкуренции "Аэрофлоту" грозит вполне смехотворный штраф - 1 млн. рублей, может быть создан прецедент и, самое главное, скорректирована ценовая политика.
50 тыс. за полтора часа в воздухе
Всего сегодня из Казани в Москву и обратно можно улететь 16 рейсами различных авиакомпаний. У "Аэрофлота" - больше всех, а именно 6. Согласно сайту ОАО "Международный аэропорт "Казань" (МАК), самые дешевые (на момент подготовки материала) билеты у Red Wings (два рейса от 5,3 тыс. рублей), самые дорогие - у "Аэрофлота" (три рейса по 8,2 тыс. рублей и два по 9,7 тыс.). Впрочем, у национального перевозчика РФ есть более доступный рейс - по 7,2 тыс. рублей. Также на данном направлении работают "ЮВТ-Аэро" (два рейса по 5,4 тыс. рублей), Transaero (один рейс по 6,15 тыс.), S7 (пять рейсов по 7,4 тыс. рублей).
Интересно, что цены на сайте самого "Аэрофлота" отличаются от предложения МАК в большую сторону. Скажем, на завтра имеется 6 прямых рейсов, на которых можно купить места в экономклассе от 6,8 тыс. до... 21,8 тыс. рублей и в бизнес-классе от 31,8 тыс. до 41,8 тыс. рублей. Если выбирать на неделю вперед, то на выбор представлены 17 рейсов, сообщает сайт МАК. Самый доступный у "ЮВТ-Аэро" (4,3 тыс. рублей), самый дорогой у S7 (7,4 тыс.). Билеты "Аэрофлота" чуть ниже этой самой высокой планки - 7,2 тыс. рублей. Опять же более богатый выбор на сайте самой авиакомпании - из шести прямых рейсов бюджетные билеты по цене от 6,8 тыс. до 21,8 тыс. рублей. Бизнес-класс - от 31,8 тыс. до 51,8 тыс. рублей.
Изучив этот порядок цифр, УФАС потребовало от "Аэрофлота" объяснений: из каких затрат формируются цены, варьируемые в столь широком диапазоне, каково их экономическое обоснование при том, что класс обслуживания один и тот же? Выяснилось, что динамическое ценообразование у "Аэрофлота" целиком зависит от спроса: чем выше спрос на конкретный рейс, тем дороже открываются подклассы бронирования, а дешевые предложения убираются из продажи. Антимонопольщики обнаружили, что стоимость билета может не зависеть от времени его покупки, хотя обычно чем раньше приобретается заветный квиток, тем дешевле. К примеру, если многочисленная делегация выкупила почти весь салон и осталось только 20% мест, то на продажу за две недели до вылета будут выставлены только дорогие билеты. Если же в последний момент вылет делегации сорвется, то можно будет и за два дня до вылета купить дешевые билеты, так как освободится много мест.
Позицию "Аэрофлота" по поводу "притязаний" УФАС узнать не удалось - в течение нескольких дней авиакомпания так и не смогла откликнуться на запрос "БИЗНЕС Online".
Второй раунд битвы
Отметим, что за плечами татарстанских антимонопольщиков уже есть опыт победы над "Аэрофлотом" по схожим основаниям. В 2013 году УФАС по РТ установило, что стоимость авиабилетов экономкласса у авиакомпании за два дня до вылета втрое выше, чем при его приобретении за месяц. Кроме того, комиссия в рамках рассмотрения дела посчитала, что уровни тарифов "Аэрофлота", применяемые в 2011, 2012, 2013 годах, необоснованно высоки и утверждены без всякого экономического, технологического и иного обоснования. Отметим, что в преддверии Универсиады изменение стоимости билетов на перелет из Москвы в Казань стало настолько очевидным, что эмоционально обсуждалось в соцсетях. Тогда газета "БИЗНЕС Online" выяснила, что цены на перевозки выросли в разы, например, перелет с "Аэрофлотом" из Шереметьево в столицу Татарстана влетал в 49,6 тыс. рублей.
"Аэрофлот" пытался оспорить решение УФАС в арбитраже, однако проиграл процесс и в 2015 году выплатил штраф в 650 тыс. рублей. И вот новая серия.
Эксперты "БИЗНЕС Online" из авиатранспортной отрасли отмечают, что вообще-то динамическое ценообразование используют многие крупные авиакомпании не только в России, но и в мире: чем больше спрос, тем, дескать, дороже услуга. Однако исход дела все равно предсказать трудно. К примеру, недавно ведомство Александра Груничева, недовольное тем, что вся сахарная отрасль России ориентируется на индикаторы цен, рассчитываемые Институтом конъюнктуры аграрного рынка, добилось права проверить ценообразование у всех 76 заводов России. Так что можно предположить, что и всех авиаперевозчиков, задирающих цены до небес на популярные рейсы, может постичь та же участь.
"Минимум на 20 миллиардов авиакомпании проспонсировали своих пассажиров"
Газета "БИЗНЕС Online" предложила экспертам высказать свое мнение относительно спора между УФАС и "Аэрофлотом".
Олег Пантелеев - главный редактор отраслевого агентства "АвиаПорт":
- Впервые система управления доходами была введена в мировой авиаотрасли примерно в 70-х годах. Это некий программно-аппаратный комплекс, который помогает управлять тарифами для максимизации доходов. И сегодня все крупные авиакомпании во всем мире используют близкие методы... На мой взгляд, претензии ФАС противоречат здравому экономическому смыслу и бизнес-моделям, принятым не только в авиакомпаниях всего мира, но и плотно укоренившимся в учебниках по микроэкономике: "Товары и услуги повышенного спроса продаются по повышенной цене. Не пользующиеся спросом - продаются со скидкой, для того чтобы этот спрос стимулировать". Также антимонопольщикам следует обратить внимание на Воздушный кодекс, в котором указано, что установление тарифов является прерогативой авиакомпании... Вообще, авиационная отрасль России за прошлый год сгенерировала убытки более чем на 20 миллиардов рублей, а антимонопольщики считают, что авиакомпании наживаются на простых пассажирах. Хотя получается, что минимум на 20 миллиардов авиакомпании проспонсировали своих пассажиров.
Азамат Сабиров - генеральный директор AVT:
- Система действует следующим образом: как только идет быстрая покупка билетов на определенный рейс, дату, программа начинает закрывать дешевые тарифы. Здесь нет такого, что передние шесть рядов по одной цене, следующие ряды - по другой. Все регулируется программой, и соседние места могут сильно отличаться по цене. Подобная схема ценообразования есть почти у всех крупных авиакомпаний. И если возбуждают дело в отношении "Аэрофлота", то возникает вопрос, почему такая выборочность. Тем более что "Аэрофлот" не монополист. Да, его доля немаленькая (между Казанью и Москвой, я думаю, около 60 процентов рейсов - у "Аэрофлота"), однако конкуренция существует, люди могут выбрать более дешевые билеты у других компаний... Есть и другая сторона медали. Нужно понимать, почему клиенты выбирают "Аэрофлот". У них новые борта - не старше пяти лет, также компания тратит больше денег на безопасность, на подготовку полетов, постоянно увеличивается количество направлений, у них очень хороший аэропорт - Шереметьево. Ты платишь дорого за то, что получаешь гарантированный сервис. Также есть бонусные мили, программа лояльности и акции. По моему мнению, сейчас "Аэрофлот" даже лучше, чем, например, Lufthansa.
Рамис Музипов - руководитель практики юридического агентства "Юнэкс":
- По общему правилу запрещаются действия по установлению монопольно высокой или монопольно низкой цены, если это приводит к ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц. Между тем на практике наличие указанных обстоятельств достаточно сложно доказать. Судебная практика по данному вопросу разнообразна. Чаще суды встают на сторону ФАС, но есть и исключения. Так, в одном из аналогичных дел суды признали правомерным такое поведение авиаперевозчика, указав, что его тарифная политика обусловлена сезонными изменениями спроса, увеличением трансферного потока на рейсах. В другом деле окружной суд пояснил, что применение "плавающего" тарифа - это обычная мировая практика.
ruWings © 2011-2022