Как выяснили "Известия", вторая по величине казахстанская авиакомпания Scat готовится заключить контракт на поставку российских самолетов Sukhoi Super Jet-100. Об этом рассказали несколько источников в авиаотрасли. На данный момент объемы еще обсуждаются - по словам собеседников, Scat может взять в лизинг у Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) до 20 самолетов. Даты поставок также на данный момент неизвестны.
Производитель SSJ вынужден снижать цены
ГТЛК, как говорят источники, намерена закупить у "Гражданских самолетов Сухого" (ГСС, производитель SSJ-100, входит в "Объединенную авиастроительную корпорацию") 32 "суперджета" в рамках авиасалона МАКС, который пройдет с 25 по 30 августа. Будет ли контракт со Scat также подписан в рамках салона, пока неизвестно - рассматривается вариант оформления бумаг после форума.
Каталожная стоимость одного самолета SSJ-100 - $36 млн, то есть новинки в авиапарке казахской Scat могут обойтись ГТЛК максимально в $720 млн, весь портфель заказов - в $1,1 млрд. Впрочем, эксперты отмечают, что самолеты обойдутся ГТЛК гораздо дешевле.
- Полученная недавно господдержка ГСС в 100 млрд рублей пойдет не только на закрытие долгов, но и на формирование большей привлекательности продукта за счет снижения стоимости, - говорит первый зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев. - Сейчас у ГСС простаивает 14 самолетов, которые генерируют только убыток. Я предполагаю, что подписание контракта с ГТЛК даст ГСС возможность получить прибыль с этих самолетов, соответственно, всего шесть самолетов нужно будет построить.
Сейчас парк авиакомпании Scat состоит из 18 самолетов: семи Boeing 737, шести Bombardier CRJ 200, четырех Boeing 757 и одного Boeing 767.
- Это неожиданный заказ со стороны относительно небольшой компании, действующий парк которой едва превышает 20 самолетов. Казахстанский рынок в ближайшие годы не в состоянии "переварить" такую провозную емкость, тем более, что сейчас там запускается еще одна региональная авиакомпания Qazaq Air, - пояснил независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко. - Стоимость такого контракта может составлять около $500 млн, что создает слишком высокую долговую нагрузку на авиакомпанию, особенно с учетом постепенного снижения курса тенге. Самой ГТЛК сейчас важно, невзирая на риски авиакомпании, просто кому-нибудь поставить SSJ-100. Но это традиционная политика и для самой ОАК, что привело к невиданно высокой доле банкротств среди покупателей этого самолета. Получив недавно от правительства в уставный капитал 30 млрд рублей на приобретение 30 SSJ-100, ГТЛК фактически назначена ответственной за продвижение SSJ и менеджменту лизинговой компании сейчас не до придирчивого отбора клиентов.
Что касается лизинговой схемы, которую изберет Scat, то, по словам Крамаренко, существенной разницы в ценовых условиях между финансовым лизингом и операционным (второе - обычная аренда без перехода права собственности по истечении контракта) нет. Но "суперджеты" все обычно берут в финансовый лизинг, так как лизингодатели не уверены в том, что они найдут клиента на "походившие" SSJ через лет 10-20, ведь сам проект - по большому счету новый, объясняет эксперт.
В ГТЛК, ГСС и Scat от официальных комментариев отказались.
Bek Air заявляет о заморозке сотрудничества из-за санкций
Это будет уже вторая попытка ГСС попасть на казахский рынок - в 2014 году в рамках британского авиасалона в Фарнборо подписано соглашение на поставку семи самолетов SSJ-100 с Bek Air. Согласно информации ГСС, три самолета должны быть поставлены в 2015 году, еще четыре - в 2016 году. По словам представителя ГСС, контакт находится в стадии исполнения. Как пояснил "Известиям" гендиректор Bek Air Нурлан Жумасултанов, сделка на данный момент заморожена из-за того, что у SSJ большая доля иностранных комплектующих (по заявлению компании, это 40%), поставка которых может быть прекращена.
- Мы решили заморозить контракт. Причиной послужили санкции, под которыми находится Россия. Мы не можем позволить себе взять дорогостоящий самолет и потом в какой-то момент столкнуться с отсутствием комплектующих для него. В любом случае, мы к этому контракту вернемся рано или поздно, самолет нам подходит по летно-техническим характеристикам, - заявил "Известиям" Жумасултанов. На днях ГСС опубликовала отчет, из которого следует, что с поставками иностранных комплектующих могут возникнуть проблемы из-за введенных против России санкций.
Впрочем, источник "Известий" в российской авиации утверждает, что причина в другом - в финансовых трудностях Bek Air. Сейчас условия контракта пересматриваются и, возможно, сделку профинансирует также ГТЛК (ранее предполагалось, что это будет "ВТБ-Лизинг"), отмечает собеседник. Финансовые показатели Bek Air не раскрываются, не назвал их и Жумасултанов. Он при этом отметил, что всю чистую прибыль компания сразу же направляет на досрочное погашение кредитов.
- В этом году кредит, который мы брали на покупку двух самолетов, мы закрыли на год раньше. За все самолеты осталось погасить в районе 20% их стоимости. Более того, в этом году мы отмечаем двукратный рост объема пассажироперевозок - если за весь 2014 год мы перевезли порядка 300 тысяч пассажиров, то уже за шесть месяцев 2015 года - уже 345 тысяч пассажиров, - отмечает он.
SSJ в обслуживании подорожал сильнее, чем Boeing и Airbus
Покупателей SSJ-100 может останавливать и то, что из-за ослабления курса рубля существенно подорожало обслуживание самолета. В отчетности крупнейшего эксплуатанта SSJ-100 - "Аэрофлота" (у него 20 "суперджетов", к 2018 году ожидается еще 30) - за II квартал 2015 года отмечается, что АТИ (авиационно-техническое имущество, по сути запчасти) для SSJ прибавили в стоимости 60,7% по сравнению с I кварталом. При этом запчасти для иностранных воздушных судов (в авиапарке "Аэфрофлота" более сотни "аэробусов" и два десятка "боингов") прибавили в стоимости меньше - 55,4%. За счет чего произошло повышение уровня стоимости комплектующих, в пресс-службе перевозчика и ГСС пояснить отказались. Как сказано в отчетности, ремонтом самолетов для "Аэрофлота" занимается Lufthansa Technik.
В этой немецкой компании пояснили, что поставляют "Аэрофлоту" запчасти для Airbus A320 и A330 и Boeing 737 NG. От дальнейших комментариев в пресс-службе Lufthansa Technik отказались. Как пояснили "Известиям" в пресс-службе "Аэрофлота", ремонт SSJ-100 компания осуществляет самостоятельно.
В "Газпромавиа" (второй крупнейший эксплуатант SSJ, в парке насчитывается десять таких машин) "Известиям" сообщили, самолеты компании находятся на гарантии ГСС и все запасные детали к ним до сих пор поставляются в ценах 2013 года (гарантия действует до 2016 года). Однако часть запчастей "Газпромавиа" закупает впрок самостоятельно. По словам собеседников "Известий" в компании, сами запчасти в цене не выросли (так как их цена и так номинирована в долларах), но по понятным причинам выросли рублевые цены. То же самое отмечают и в авиакомпании Red Wings - стоимость запчастей для SSJ-100 выросла только соразмерно с ослаблением курса российской валюты. Red Wings - третий крупнейший российский эксплуатант, в парке компании четыре SSJ-100 (еще один должен поступить в парк до конца года, компания планирует увеличить количество самолетов до десяти). Не видит других причин для удорожания запчастей и Гутенев, рост стоимости обусловлен исключительно валютными колебаниями. Впрочем, это должно лишь дополнительно подстегнуть производителя ускорить темпы импортозамещения, полагает он.
ruWings © 2011-2022