В рамках военной реформы армия продолжает избавляться от не свойственных ей функций. Одновременно развивая и оснащая ремонтную базу для оперативного ремонта, Минобороны передает профильным авиастроительным корпорациям и компаниям (в частности, ОАК и "Вертолеты России") свои крупнейшие авиаремонтные предприятия.
В марте 2013 года, выступая на правительственной конференции по вопросам оборонно-промышленного комплекса, министр буквально потребовал освободить его ведомство от "несвойственных функций", передав функции по ремонту всей техники, которая состоит на вооружении, профильным предприятиям оборонки: "Заберите все заводы, 37 тыс. слесарей и токарей, заберите вместе с ремонтом и вместе с деньгами. Дайте нам оружие, на котором мы будем воевать. Оружие, на котором мы будем учить наших молодых офицеров воевать в будущем".
Позже замминистра по вооружениям Юрий Борисов в интервью "Ъ" объяснял, что новое руководство Минобороны не хочет оставлять за собой средний и капитальный ремонт и тем более ремонт с модернизацией. "Любой обыватель, купив иностранный автомобиль, старается осуществлять ремонт в специализированной сервисной организации, а не у частника. И уж тем более не сам с молотком бегает. Техника становится сложной, текущий ремонт и обслуживание вообще отдельная тема,- пояснял заместитель министра.- Мы не будем посылать для замены масла технику на завод, гоняя ее за сотни километров. Сейчас в войсках будут восстанавливаться ремонтные органы, которые за минувшие пять-шесть лет были порушены. Будем насыщать их необходимыми запчастями, расходными материалами, которые за последние годы фактически не закупались". Неудовлетворительная работа предприятий (техника передавалась им на ремонт, а субхолдинги ремонтировали только то, что могли отремонтировать) отмечалась при практически стопроцентном авансировании: за 2011-2012 годы войска недополучили в среднем 20% техники, которую передали в ремонт.
Несмотря на желание поскорее исправить ситуацию, проблемы возникли практически сразу. Объединенная авиастроительная корпорация, Объединенная двигателестроительная корпорация, "Вертолеты России", госкорпорация "Ростех", концерн "Алмаз-Антей" и корпорация "Тактическое ракетное вооружение" были готовы взять из 131 предприятия Минобороны только те, которые были финансово устойчивыми. В большинстве случаев это были структуры "Авиаремонта": авиастроители быстро согласились взять 20-й, 121-й, 123-й, 275-й, 308-й, 322-й, 325-й, 360-й, 4-й, 680-й авиаремонтные заводы, а также Волгоградский и 31-й заводы авиационного технологического оборудования, создав для этого отдельную структуру "ОАК-Сервис". В дополнительном перечне туда также предложено передать 32-й, 170-й и 720-й ремонтные заводы средств обеспечения полетов.
С точки зрения бизнеса получение таких активов крайне выгодно: поддержание боеготовности авиапарка ВВС РФ при своевременном исполнении обязательств сулит немалый доход. Так, заключенное в 2013 между ОАК и Минобороны соглашение по обслуживанию авиационной техники ведомства, находящейся в оперативном управлении, составило 85 млрд руб. Немаловажным достоинством для новых владельцев военных ремзаводов стала возможность подпасть под действие Федеральной целевой программы развития оборонно-промышленного комплекса до 2020 года - иными словами, они фактически могут претендовать на бюджетную поддержку при техническом перевооружении своих производственных фондов. Находясь в составе Минобороны, рассчитывать на такое было проблематично. Кроме того, ремонт изделий со сроком службы около 15-20 лет в конечном счете обходится примерно во столько же, во сколько покупка двух новых изделий - экономическая отдача от такой операции налицо.
Вместе с тем, получив в управление ремзаводы, предприятия промышленности берут на себя очень высокие обязательства. К таким в части ОАК относится организация на постоянной основе специальных выездных ремонтных бригад, которые будут находиться в состоянии 24-часовой готовности к срочному внеплановому ремонту авиатехники в частях. Предприятия обязуются продолжать ремонт авиатехники не только ВВС, но и МВД, ФСБ, МЧС и других структур госавиации, а также ремонт самолетов, поставленных иностранным заказчикам, и подготовку авиатехники, которой располагает Минобороны РФ, перед продажей ее за рубеж.
Теоретически авиагруппы ВВС РФ имеют статус частей постоянной готовности и должны содержать свой парк авиатехники в исправности не менее чем на 80% от списочного состава. В 2013 году исправность самолетов ВВС в целом составляла только 42%, а исправность самолетов боевого состава - 49%. Хуже всего дела обстояли с летной годностью стратегических бомбардировщиков Ту-160 и дальних Ту-22, разведчиков МиГ-25, истребителей МиГ-29, транспортных Ан-22 и L-410, учебных L-39, а также специальных Ил-80 и Ил-82: их исправность составляла всего 20-25%. Согласно планам Минобороны, до конца 2015 года необходимо нарастить уровень исправности всей авиатехники до 80% - такую задачу поставил Сергей Шойгу. В связи с этим перед ОАК стоит задача освоения ремонта новых поступающих в войска типов самолетов: учебно-боевых Як-130, истребителей Су-30, ударных Су-34, транспортных Ан-140, Ан-124-100, SSJ 100 и других.
Кроме того, параллельно с ремонтом на переданных авиапредприятиях должны быть модернизированы истребители Су-27СМ, МиГ-29СМ/СМТ и МиГ-31БМ, транспортные Ил-76ПС-90(А), воздушные заправщики Ил-78М2, противолодочные самолеты Ил-38 ("Новелла").
Ситуация также осложнена тем, что в войсках еще остается много инженерной и иной техники, отдельные узлы и агрегаты которой уже не производятся. Военные опасаются, что ремзаводы могут быть ликвидированы после вхождения в состав оборонных предприятий, поэтому Минобороны вынуждено пока оставить их у себя. После того как эта проблема будет решена, в составе "Гарнизона" останется не больше десяти важных ремонтных предприятий, в том числе структуры основного телекоммуникационного оператора ведомства "Воентелекома".
ruWings © 2011-2022