Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области 16 декабря признал авиакомпанию "Трансаэро" банкротом по заявлению "Сбербанка". Решением Арбитражного суда в компании вводится процедура наблюдения и назначен арбитражный управляющий, следует из материалов дела. Суд счел справедливыми требования кредитной организации к перевозчику в размере 442,47 млн рублей (402,57 млн рублей - основной долг, 40,405 млн рублей - неустойка).
Временным управляющим компании "Трансаэро" утвержден член некоммерческого партнерства "СРО арбитражных управляющих "Меркурий" Михаил Котов. Назначение арбитражного управляющего согласовано с истцом, таким образом Михаила Котова его можно считать официальной креатура "Сбербанка". Котов должен занять кресло действующего генерального директора компании Александра Бурдина - ставленника альянса кредиторов, в который вошли Абсолют банк, Новикомбанк, Минбанк, МКБ, Международный финансовый клуб, банка БФА.
Таким образом "Сбербанк" одержал победу в арбитраже НАД всеми остальными кредиторами "Трансаэро". Их требования будут рассматриваться в порядке очереди, возглавляемой "Сберанком".
Так генеральный директор "Трансаэро" Александр Бурдин, представляющий интересы других кредиторов, просил суд на прошлом слушании о банкротстве "Трансаэро", не удовлетворять требования "Сбербанка". Объяснял тем, что наличие и размер задолженности перед "Сбербанком" подтвердить пока невозможно (как и опровергнуть) - он не получил соответствующих документов от прошлого руководства.
"Альфа-Банк", который сам рассчитывал запустить банкротство перевозчика, просил суд не удовлетворять требования "Сбербанка", считая, что тот обратился в арбитраж с заявлением о банкротстве раньше срока, положенного по закону. Напомним, "Сбербанк" выставил иск в электронном виде 18.10.2015 в 00 час. 00 мин, а "Альфа-Банк" обратился таким же способом на минуту позже и теперь будет вторым в очереди кредиторов.
У кредиторов, которые еще не успели объявить о требованиях к "Трансаэро", есть 30 дней, чтобы, по закону "О несостоятельности" присоединиться к "Сбербанку", заняв свое место в реестре требований к должнику.
Длительность процедуры наблюдения, установленной арбитражным судом обычно составляет 7 месяцев с того момента, как суд признал компанию банкротом, напоминает управляющий партнер АО "2К" Тамара Касьянова. Сейчас, по ее словам, управляющий будет анализировать финансовое состояние компании, формировать понимание ситуации, того как авиаперевозчик оказался банкротом.
Акции "Трансаэро" после известий о введении процедуры наблюдения стали дешеветь на бирже - потеряли 4 процента за несколько часов. Последний раз бумаги существенно дорожали, после того, как рынок поверил, что "Трансаэро" может выжить, благодаря приобретению ее совладельцем Группы S7 Владиславом Филевым, несмотря на отзыв у перевозчика права на полеты (свидетельства эксплуатанта).
Теперь в возможность вернуть "Трансаэро" к операционной деятельности никто не верит - за процедурой наблюдения, минуя процедуру финансового оздоровления, последует конкурсное производство, уверены эксперты. "Перспектив финансового оздоровления компании не вижу, единственная перспектива - ликвидация юридического лица после завершения процедуры банкротства перевозчика, возможно, что-то удастся выручить от продажи имущества", - говорит руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.
"Финансовое оздоровление авиаперевозчика без действующей лицензии практически невозможно, особенно если учесть, что основной пассажиропоток по популярным туристическим направлениям (Турция и Египет) перекрыт", - соглашается Тамара Касьянова, добавляя, что препятствовать этому процессу будет курсовая разница, низкое доверие иностранных контрагентов к "Трансаэро" и отсутствие собственных "рычагов давления".
Заступиться за перевозчика, по ее мнению, теоретически мог Межгосударственный авиационный комитет (председателем является Татьяна Адонина - мать основателя "Трансаэро" Александра Плешакова), но уже не обладает такими возможностями - Функции и полномочия комитета согласно постановлению Правительства РФ №1283 от 28 ноября 2015 года были переданы Росавиации, Минтрансу и Минпромторгу.
Эксперты не верят, что распродажа имущества "Трансаэро" окажет существенное влияние на размер кредиторской задолженности у ее контрагентов. Должникам придется списывать долги, фиксировать убытки. При этом Центробанк дал год отсрочки банкам для формирования резервов по долгам "Трансаэро". "Года более чем достаточно для крупнейших банков, чтобы сформировать резервы. Но другим банкам будет в любом случае довольно сложно: доля совокупных кредитов по отношению к капиталу чрезвычайно высока", - говорит Пантелеев, предрекая также потери среди поставщиков авиауслуг - вплоть до сокращения бизнеса, банкротства.
Он напоминает, что после банкротства AiRUnion компания посредник Торговым домом "Топливное обеспечение аэропортов" была вынуждена уйти с рынка из-за положительной разницы между кредиторской и дебиторской задолженностью размером в 1 млрд. Кроме поставщиков услуг и небольших банков, по словам эксперта, с проблемами столкнуться лизинговые компании ВЭБ и ВТБ.
Но основные риски банкротства "Трансаэро" примут ее бывшие конкуренты, считают эксперты. Условные "плюсы", которые получили авиакомпании с уходом с рынка демпингующего игрока - авиакомпании "Трансаэро", будут полностью нивелированы сокращением конкуренции на рынке и долгами перевозчика, объясняет Олег Пантелеев. "Накопленная задолженность перед поставщиками - аэропортами, топливными компаниями, в том или ином будет переложена на оставшихся перевозчиков", - говорит он, объясняя, что невозвращенные долги "Трансаэро" поставщики будут закладывать в тарифы.
ruWings © 2011-2022