Новости авиации, авиакомпаний, аэропортов, авиационной промышленности.
Последние новости _

Ушли на взлете: Об авиакатастрофе 1976 года почти ничего не известно.

18.02.16

9 февраля исполнилось 40 лет со дня катастрофы самолета ТУ-104 в Пивоварихе под Иркутском. Воздушное судно, которое выполняло рейс Иркутск- Новосибирск - Свердловск - Ленинград, рухнуло, набирая высоту.

Трагедия случилась в профессиональный праздник работников гражданской авиации. Но это не главная "злодейская шутка". "Скорая помощь", которая везла пострадавших в больницу, попала в аварию, и те, кто не погиб в самолете, скончались на месте ДТП. О катастрофе в советской прессе не написали ни строчки, ведь тогда не придавали огласке такие вещи, лишь "Голос Америки" сообщил о трагедии через несколько дней. А потом о происшествии как-то не вспоминали. Но до сих пор не забывают об этом те, кто чудом уцелел в том 76-м.

Выжившие

Бортпроводница Галина Ушакова - единственный выживший член экипажа рокового рейса 3739 "Аэрофлота". 9 февраля в одну минуту она потеряла одиннадцать коллег. Они похоронены на Радищевском кладбище, на их памятниках указано: "Трагически погиб". Каждый год - все сорок лет - в свой профессиональный праздник иркутские авиаторы приносят цветы на их могилы.

Галине Алексеевне тогда исполнился 31 год, за плечами - почти 11 лет работы в авиации. Она не должна была лететь злополучным рейсом, но пришлось подменить коллегу. Говорит, что никаких предчувствий не ощущала, беды ничто не предвещало, все шло своим чередом: бортмеханик готовил самолет, бортпроводники загружали багаж, принимали питание, рассаживали пассажиров, которых, по словам моей собеседницы, оказалось 100 человек. 99 заняли пассажирские кресла, а одного взяли до Новосибирска, усадив на диванчик. В 8 часов 14 минут начали взлетать.

- У меня пуговичка отлетела, и я зашла в закуток, чтобы пришить, вдернула нитку в иголку, положила на стол, а когда пиджак снимала, смахнула. Наклонилась - и в это время грохот… Я услышала крики… и потеряла сознание, - вспоминает Галина Алексеевна. - Очнулась в обломках, увидела спасателя, попросила его помочь мне освободить застрявшую ногу и опять потеряла сознание. Второй раз очнулась, когда меня вытащили из обломков, а потом уже только в больнице пришла в себя.

Галина Алексеевна помнит, что на часах было 8.17, когда все произошло. Самолет рухнул сразу после взлета, но с какой высоты - точной информации об этом нет, по крайней мере - в открытых источниках. В одних указано, что лайнер упал с 30 метров, в других - с 80, в третьих - примерно с 200 метров. Пассажир того рейса Анатолий Засядко, которого нам удалось найти, вспоминает, что когда смотрел на землю из иллюминатора, деревья были размером со спичечный коробок, значит, высота, по его мнению, была уже в несколько сотен метров.

Анатолий Алексеевич, в ту пору молодой преподаватель политехнического института, а ныне профессору ИРНИТУ, летел тем рейсом в Ленинград. Ему удалось спастись одному из первых вместе с другом. Он до сих пор помнит номер ряда - 17-й, в котором сидел. Это почти в конце салона."Когда фюзеляж разрушился, образовалось открытое пространство - выход в поле, мое сидение как раз подъехало к этому разлому, ремень отстегнулся, и силой инерции меня вытолкнуло наружу, - рассказывает Анатолий Алексеевич. - Когда выскочили, самолет лежал, одно шасси было оторвано, крыло потеряно, фюзеляж разрушен, двигатель дымился. Страшная картина, от которой мы с другом хотели убежать быстрее и дальше".

В 2011 году, когда исполнилось 35 лет со дня катастрофы, в нашу редакцию пришло письмо от пассажира того рейса Виктора Червонина. Он писал, что в год трагедии ему было 36 лет. Считает, что его жизнь спасла бортпроводница Галина Ушакова. "Помню, я не успел пристегнуться и она, проходя из кабины пилота, сказала мне обязательно пристегнуть ремень. Возможно, это и помогло спастись, - писал Виктор Михайлович. - Еще тогда остался в живых молодой мужчина - школьный учитель из Харика. Среди уцелевших точно была и молодая девушка, спортсменка. Она, кажется, занималась конькобежным спортом и прилетала в Иркутск на какие-то соревнования. Она получила травму позвоночника, и когда собиралась улетать домой, заходила к нам в палату попрощаться. Возможно, кроме нас был еще кто-то спасшийся в аварии. О тех событиях до сих пор мы знаем слишком мало…"

Судьба или случай?

Действительно, сведения о катастрофе весьма скудные. Расходятся данные о числе погибших - официально их значится 24, но так же есть информация, что не выжили 70 человек. Достоверно известно лишь, что едва самолет оторвался от полосы и поднялся в воздух - его накренило. Говорят - пилоты изо всех сил рвали штурвал, чтобы выровнять судно. На вскрытии потом увидели, что у них порваны сухожилия. Известно, что упавшую машину еще тащило по земле и что пилоты успели отключить топливную систему, иначе бы начался пожар и живых вообще могло не остаться.

Анатолий Засядко считает себя материалистом и свое спасение в страшной катастрофе называет случаем. А вот Галина Ушакова, напротив, уверена, что это судьба. Для нее тот рейс стал последним в профессиональной деятельности: по состоянию здоровья ее списали с летной работы. В больнице лом на лечение ушло больше трех лет. А ведь сначала ее даже считали погибшей. Дело в том, что в самолете оказались три женщины с фамилией Ушакова, и одну из них, которая погибла, перепутали со стюардессой...

Подруга Галины Алексеевны - Людмила Лаврененко, тоже бывшаябортпроводница, вспоминает, как искала пострадавшую в клинике:

- Она была в реанимации, меня не пускали туда. А один дядечка - то ли санитар, то ли кто еще - дал халат, я накинула его, бросила под какой-то диван свои сапожонки и босиком пробежала к ней. Вот так - по-партизански. Когда Галину увидела, мне дурно стало - вся замотана, голова перевязана, нога одна подвязана. А погибший в этой катастрофе командир экипажа Иван Свистунов был хорошим другом моего отца, я тогда впервые видела у папы слезы на глазах.

В обществе есть мнение, что иркутский аэропорт - это некая аномальная зона, поэтому здесь так часто происходят авиационные катастрофы. Однако ни Галина Ушакова, ни Людмила Лаврененко такую точку зрения не разделяют. Они считают, что у каждой трагедии есть вполне объяснимые причины. Другое дело, что сообщают о них не всегда. Официально причинами катастрофы 1976 года объявлены несимметричная заправка самолета топливом и ошибки экипажа при взлете, но участники тех событий считают, что нам так и не сказали, из-за чего же на самом деле упал Ту-104. И мы можем об этом только догадываться.

Катастрофы пассажирских самолетов в Иркутске:

31 декабря 1954 года при взлете разбился Ил-14 компании "Аэрофлот", выполнявший рейс из Пекина на Кипр. Погибли 17 человек.

13 июля 1963 года в 2 км от взлетно-посадочной полосы упал Ту-104Б "Аэрофлота". Погибли 33 человека. Сообщалось, что на борту были сотрудники посольства Албании в Китае. А 25 июля 1971 года такой же самолет жестко приземлился и загорелся, погибли 97 человек.

3 января 1994 года у Ту-154М авиакомпании "Байкал" после взлета загорелся двигатель, судно потеряло управляемость и упало в поселке Мамоны. Погибли 116 пассажиров, девять членов экипажа и один человек, который был на земле.

4 июля 2001 года разбился Ту-154М авиакомпании "Владивосток-Авиа", жертвами стали 136 пассажиров и девять членов экипажа.

9 июля 2006 года аэробус А-310 авиакомпании "Сибирь" после посадки выкатился за пределы полосы, врезался в постройки и загорелся. Погибли 125 человек.

 
Источник: Аргументы и факты   Все новости компании
 
Компании: 
Авиационная техника: Ту-154Ту-154МТу-104
 

Последние новости:



Другие новости за 18.02.16

ruWings.ru:  |   Карта сайта  |   Поставки авиазапчестей  |   Объявления о продаже авиазапчестей  |   t24.io - Технологии, бизнес, стартапы  |  

ruWings © 2011-2019