Новости авиации, авиакомпаний, аэропортов, авиационной промышленности.
Последние новости _

От гироскопов до ракетопланов.

04.09.15

Международный авиакосмический салон МАКС-2015 проходил в кризисное время для отечественной промышленности, для России в целом, да и для всей мировой авиационной индустрии. Отразился кризис и на самой выставке: по экономическим причинам несколько снизилось количество экспонентов в целом, по политическим - менее представительным было участие зарубежных компаний (по официальным данным, на МАКС-2015 приехали 156 компаний из 30 стран, тогда как на МАКС-2013 зарубежные участники были представлены 277 компаниями из 43 стран мира). Украинских компаний и вовсе на нынешней выставке не было, по крайней мере официально. Зато при очень жесткой риторике со стороны официального Вашингтона в работе выставки в "агрессивной России" не только приняли участие отдельные компании, такие как, например, концерн "Боинг", но даже был организован US Pavilion. А немецкие разработчики активно рекламировали в Жуковском свой проект космического лайнера. Как говорится, ничего личного - только бизнес.

Причем в бизнес сегодня превратились и сами международные авиасалоны, между которыми идет настоящее соревнование по объему проданных самолетов и стоимости заключенных контрактов. Правда, официально объявленные на МАКСе контракты по своей стоимости существенно уступили рекорду 2013 года, когда стоимость различных соглашений и контрактов превысила 21 млрд долл.

Сокращение было заметно и в статической экспозиции, в которой было показано 133 летательных аппарата (в 2013 году - 176), и в летной программе - вместе с пилотажными группами 80 летательных аппаратов, тогда как в 2013 году - 116. Зато выставка этого года побила рекорд по общей посещаемости - более 405 тыс. человек побывало на МАКСе (в 2013 году - более 350 тыс.).

С другой стороны, кроме официально обнародованных продаж, касающихся преимущественно авиалайнеров SSJ-100, в рамках работы авиакосмического салона в Жуковском были достигнуты и другие договоренности. В частности, Белоруссия приобретает четыре учебно-боевых самолета Як-130, полдесятка боевых машин ЗРК "Тор-М2К" и РЛС типа 59Н6М "Противник-Г", в которой отечественным специалистам удалось воплотить передовые технологии и реализовать великолепные эксплуатационные качества, а Иордания заказала парашютные платформы типа П-7 для парашютного десантирования боевой техники и воинских грузов. К сожалению, не было реализовано анонсированное перед салоном соглашение о покупке Минобороны России очередной партии многофункциональных истребителей Су-35С - заключить контракт на сумму около 100 млрд руб. планируют до конца текущего года. Вполне возможно, что в этом году будет подписано соглашение и о поставке 24 таких истребителей китайским ВВС.

Однако, как представляется, контрактную часть выставки можно было бы сделать более привлекательной и весомой. Так, например, во время работы авиасалона стало известно, что египетская делегация во главе с президентом Египта Абделем Фаттахом ас-Сиси, прибывшая в Россию 25 августа, разместила заказ на партию боевых вертолетов Ка-52. То, что военно-техническое сотрудничество станет одним из важнейших вопросов предстоящих переговоров, накануне визита президента Египта в Россию писала египетская пресса. Но почему бы не приложить некоторые дополнительные усилия и не сделать из этого события хороший PR-ход - организовать посещение египетскими руководителями МАКСа и объявить о заказе на наши вертолеты именно там, на салоне. Лучше рекламы и не придумаешь. Заодно это наглядно показывает: говорить об изоляции России совершенно бессмысленно.

В целом же на сегодня портфель заказов компании "Рособоронэкспорт" по линии авиатехники достигает 18 млрд, а по средствам ПВО - более 9 млрд долл.

Боевой "КАтран" и скоростной вертолет в придачу

Впрочем, новостей с "вертолетного фронта" на авиакосмическом салоне в Жуковском было и так немало. В частности, одной из новинок выставки МАКС этого года стал показ новейшего российского вертолета корабельного базирования Ка-52К "Катран". Ранее машина уже демонстрировалась на форуме "Армия-2015" и выставке МВМС-2015, однако в Жуковском она представлена впервые.

Для наибольшей наглядности крыло вертолета было установлено в сложенное положение, равно как и лопасти несущего соосного винта. Именно в таком виде "Катран" может размещаться в ангарах надводных кораблей различных классов и типов. Изначально, напомним, Ка-52К создавался в качестве одного из элементов авиагруппы десантно-вертолетных кораблей-доков типа "Мистраль", которые должны были поступить на вооружение ВМФ России. Кстати, дебютантом выставки в этом году стал многофункциональный истребитель Су-30СМ из боевого состава Морской авиации ВМФ России, приковывавший к себе внимание многочисленных посетителей авиасалона во время показательных летных выступлений.

Еще одной новинкой российского вертолетостроения, но уже из гражданского сегмента, стал полноразмерный макет демонстратора перспективного скоростного вертолета, представленный в открытой экспозиции холдинга "Вертолеты России". Разработчики планируют использовать данный демонстратор - летающую лабораторию для проведения натурных летных испытаний элементов несущей системы перспективной машины. Отличительные особенности демонстратора, созданного на базе Ми-24К: новый несущий винт, одноместная кабина с характерными обтекаемыми формами, силовая установка в составе двух турбовальных двигателей ВК-2500-01 взлетной мощностью 2400 л.с. Поднять в воздух летный образец демонстратора ПСВ, который сегодня строится на МВЗ им. М.Л. Миля, планируется в конце нынешнего года.

Кроме того, на статической стоянке холдинга "Вертолеты России", Минобороны и МЧС РФ, а также в рамках демонстрационной программы можно было увидеть такие отечественные винтокрылые машины, как Ми-28НЭ "Ночной охотник", Ми-35М, Ми-17В-5, Ми-171Ш, Ми-171А2, Ка-226/226Т, "Ансат-У", Ми-26Т2, Ка-32А11ВС и др.

Ракеты - точно в цель

Среди новинок "оружейного" сегмента выставки - представленные на стенде корпорации "Тактическое ракетное вооружение" авиационные средства поражения семейства "Гром": управляемая ракета класса "воздух-поверхность" типа "Гром-Э1" и планирующий боеприпас типа "Гром-Э2". Оба варианта имеют стартовую массу 520 кг, созданы на базе известной российской управляемой ракеты класса "воздух-поверхность" типа Х-38 и отличаются тем, что на "Громе-Э2" отсутствует двигательная установка, но зато увеличена масса боевой части - вместо двигателя размещена вторая боевая часть массой 130 кг (основная боевая часть - 250 кг). Отличительные особенности нового семейства - раскрываемое в полете автоматически крыло, которое изначально сложено под корпусом боеприпаса, и комбинированная система наведения на маршевом участке, включая инерциальную и спутниковую подсистемы наведения.

На стенде корпорации также можно было увидеть и другие многочисленные образцы различных средств поражения, созданные за последние пять лет и поставленные на серийное производство, либо те, работы по которым находятся в завершающей стадии. В том числе управляемые ракеты класса "воздух-воздух" малой, средней и большой дальности (ракета малой дальности должна поступить в серию с этого года, ракета большой дальности с этого года после решения задачи импортозамещения серийно выпускается по заключенным контрактам, а ракета РВВ-СД серийно выпускается уже три года), крылатые ракеты для поражения наземных и надводных целей, включая находящуюся на завершающей стадии испытаний и предназначенную для авиационного комплекса 5-го поколения УР типа Х-58УШКЭ, а также управляемые авиационные бомбы и образцы подводного оружия, в частности антиторпеду из комплекса противолодочного и противоторпедного оружия "Пакет-Э/НК".

Кстати, с недавних пор работы в области морского подводного оружия стали одним из основных направлений деятельности корпорации: в соответствии с указом президента РФ Владимира Путина от 31 марта с.г. концерн "Морское подводное оружие - Гидроприбор" на правах отдельного субхолдинга включен в состав корпорации "Тактическое ракетное вооружение". В итоге количество предприятий корпорации выросло до 32, а численность сотрудников достигла 50 тыс. человек. Причем доля сотрудников компании, чей возраст не превышает 35 лет, на сегодня в среднем по корпорации уже превышает 30%. Дополнительно повысить привлекательность работы в КТРВ для молодых перспективных специалистов призвана и корпоративная программа строительства жилья для этой категории работников.

В том числе и в связи с этим в последнее время объем гособоронзаказа и обязательств по экспортным контрактам у компании существенно возрос, что, по словам Бориса Обносова, не только "радует, но и налагает большие обязательства". Выручка корпорации по итогам 2014 года составила 112 млрд руб. (чистая прибыль - 12,5 млрд руб., почти в три раза больше показателя 2013 года), а производственными планами на этот год намечается увеличить объем поставок в 1,5-1,6 раза.

Следующее поколение

Высокий потенциал дальнейшего развития имеет и уникальный комплекс ракетного оружия "БРАМОС", созданный совместно российскими и индийскими специалистами. В настоящее время на вооружении ВС Индии находится уже модернизированный вариант ракеты Block III, отличительными особенностями которого являются усовершенствованная система наведения и самонаведения и модифицированное программное обеспечение, дающие ракете возможность выполнения сложного маневрирования на траектории (с несколькими пунктами поворота на маршруте), включая практически отвесное пикирование на цель. В перспективе - появление усовершенствованной модификации, условно обозначаемой Block IV.

"Мы намерены доказать, что ракета способна выполнять почти отвесное пикирование, заставая, таким образом, противника врасплох, - отмечает в связи с этим генеральный директор компании "БраМос Аэроспейс" Судхир Кумар Мишра. - Также мы планируем обеспечить ракете возможность выполнения атаки с любого направления, что достаточно легко обеспечить в отношении дозвуковых ракет, но мы сделаем это впервые для сверхзвуковой крылатой ракеты. В итоге перед нами открываются новые возможности развития, но пока об этом еще рано говорить".

На сегодня выполнено уже 48 успешных пусков в истории программы "БРАМОС", причем в мае с.г. - две ракетных стрельбы: выпущенные с мобильных пусковых установок крылатые ракеты успешно поразили цели на максимальной дальности, 290 км, выполнив при этом элементы сложного маневрирования на траектории. Успех данных стрельб привел к тому, что правительство Индии окончательно одобрило планы по вооружению на РК "БРАМОС" очередного, четвертого по счету ракетного полка СВ Индии, а также приняло решение вооружить новейшей модификацией ракеты и шесть новых боевых кораблей национальных ВМС.

В дальнейшем руководство компании намерено продолжать работы по совершенствованию базовой КР семейства "БРАМОС", включая повышение точности ее применения и маневренности, обеспечение более высокой неуязвимости перед средствами противодействия противника, включая повышение уровня ее помехозащищенности и снижение заметности, а также повышение срока эксплуатации ракеты. Кроме того, серьезный упор планируется сделать на совершенствование системы послепродажного обслуживания продукции российско-индийской компании. "Моя главная задача - вывести компанию на новый уровень компетенции во всех областях ее деятельности, - отмечает Судхир Мишра. - В перспективе также запланирован выход на экспортные поставки, но для этого вначале необходимо принять политическое решение".

В ближайших же планах компании "БраМос Аэроспейс" - завершение подготовительных работ и начало этапа летных испытаний авиационной версии ракеты, получившей название "БРАМОС-А". "Мы должны тщательно проверить все на земле и только уже затем приступить к программе летных испытаний, - подчеркнул "НВО" руководитель "БраМос Аэроспейс" Судхир Мишра. - Предположительно в январе следующего года, мы планируем выполнить бросковые испытания ракеты, а затем  приступим к ее летным испытаниям".

В более долгосрочном плане - разработка уменьшенной версии ракеты, известной как "БРАМОС-NG" (NG - "новое поколение") или "БРАМОС-М" (М - от "мини"). Отличительными особенностями данной модификации станут меньшие массогабаритные характеристики ракеты (при сохранении скорости и дальности ее полета), а также широкое применение в ее конструкции технологий малозаметности ("стелс"). Меньшая масса и габариты ракеты, подчеркивает глава компании-разработчика Судхир Мишра, позволят применять ее не только на истребителе Су-30МКИ, на котором теперь их количество может вырасти до трех, но и с других типов самолетов (например, корабельный МиГ-29К и перспективный истребитель 5-го поколения ПМИ (FGFA), который сегодня создается совместно российскими и индийскими специалистами), а также из торпедных аппаратов подводных лодок и с борта небольших ракетных катеров. "Сегодня "БРАМОС-NG" - это всего лишь идея, но я верю, что однажды она станет настоящей реальностью", - подчеркивает г-н Мишра. А еще в более отдаленной перспективе - возможность развития программы в направлении создания системы ПВО.

В целом программа создания КР семейства "БРАМОС" стала тем самым ярким примером двустороннего сотрудничества между Москвой и Дели в военно-технической сфере, который показывает стратегический характер российско-индийских отношений. И хотя сегодня уже мало кто, наверное, помнит, как появилось само название "БРАМОС" (от слияния названий двух рек - индийской Брахмапутры и российской Москвы-реки), программа продолжает работать на благо двух государств. В этом уверен и глава компании "БраМос Аэроспейс" Судхир Мишра, который до этого уже несколько лет работал в посольстве Индии в России в качестве технического советника и в том числе курировал программу "БРАМОС".

"Побывать в России было моей мечтой с самого детства, - отметил в беседе с автором г-н Мишра, - поэтому, когда в 2003 году представилась возможность представлять Индию за рубежом и мне предложили на выбор три места работы - в Вашингтоне, Лондоне и Москве, я не колеблясь выбрал последнюю. И ни разу с тех пор не пожалел. Россия для Индии - это стратегический союзник. Если вы спросите у людей на улицах Дели, кто ваш самый главный друг - они без сомнений ответят, что это Россия".

"Зонтик" для войск

В свете стремительного развития в последние годы средств воздушного нападения, вызванного в том числе и достаточно серьезным ростом их влияния на ход и исход вооруженного противоборства, высокое внимание на международных выставках вооружений уделяется средствам обеспечения противовоздушной и противоракетной обороны. Международный авиакосмический салон не стал здесь исключением - средства ПВО/ПРО были представлены на салоне в достаточном объеме. Причем как средства большой и средней дальности, так и комплексы ПВО ближнего рубежа и переносные ЗРК.

Среди средств ПВО малой дальности традиционно выделялся "Панцирь-С1" - рукотворный щит, способный создать из управляемых ракет и пушечных снарядов настоящий "зонтик" от средств воздушного нападения противника. Комплекс, так сказать, вживую можно было увидеть в открытой экспозиции холдинга "Высокоточные комплексы". А уже на стенде этой компании буквально нарасхват шел макет ПЗРК "Верба" - новейшей разработки, недавно принятой на вооружение ВС России. Примерить "Вербу" на своем плече в публичные дни авиасалона выстраивалась просто огромная очередь - мужчины, дети и даже многочисленные дамы. Еще бы, на российское оружие тоже есть своя мода.

В свою очередь, компании, входящие в состав концерна ВКО "Алмаз-Антей", представили в виде натурных образцов в открытой экспозиции и в виде макетов, моделей и различных рекламных материалов на стендах ракетные системы и комплексы ПВО разной дальности. В боевых машинах и средствах ЗРС "Антей-2500" и комплексах "Бук-М-2Э", "Оса-АКМ1" и "Тор-М2КМ" чувствовалась настоящая мощь, вселяющая уверенность в надежной защите от угрозы с воздуха.

Сохранить историю

И в заключение - об одном полезном начинании. В рамках выставки МАКС-2015 проводилась мини-выставка "Легенды авиации", на которой вниманию зрителей были представлены различные боевые и гражданские самолеты, ставшие настоящими вехами в отечественном авиастроении и сыгравшие важную роль в становлении и развитии данной отрасли промышленности в советское и постсоветское время.

Среди экспонатов выставки "Легенды авиации" можно отметить истребитель компании "МиГ", известный как объект 1.44 - прототип российского перспективного истребителя, построенный в ходе первой попытки создания в нашей стране авиационного комплекса 5-го поколения. Первый полет данная машина совершила ровно полтора десятилетия назад: 29 февраля 2000 года самолет поднял в воздух летчик-испытатель Владимир Горбунов. В том же году 1.44 совершил и последний свой полет - это произошло 27 апреля.

Комплексная программа создания в СССР истребителей нового поколения была начата в проработке еще в 1981 году, а в 1983-м - утверждена. 19 июня 1986 года выходит правительственное постановление о начале проектирования многофункционального истребителя 5-го поколения (МФИ), еще через пять лет ОКБ им. А.И. Микояна защитило его эскизный проект, а в 1994 году самолет был собран. Но, словно по традиции, первый блин вышел комом…

Впрочем, возраст 1.44 - секретности не помеха: в ходе выставки "специально обученные люди" не позволяли желающим фотографировать хвостовую часть самолета - сопла двигателей, а также оборудование кабины самолета. Говорят, что это до сих пор "не для широкого использования". Хочется верить, что и этот самолет, и остальные знаковые для отечественной авиации боевые и гражданские машины, выставленные на минувшем МАКСе, такие как МиГ-27М, МиГ-25, Ту-144, Ту-155, ВМ-Т "Атлант" и др., не будут вновь упрятаны в ангары и "отстойники", а станут постоянно доступны всем любителям авиации в экспозиции музея. Нам есть чем гордиться!

 
Источник: Независимое военное обозрение   Все новости компании
 
Компании: 
Авиационная техника: Ту-144Су-30МКСу-35Ми-28НЭSSJ-100МиГ-29Ми-26ТСу-30МКИМи-171Ка-22МиГ-27Ка-32
 

Последние новости:



Другие новости за 04.09.15

ruWings.ru:  |   Карта сайта  |   Поставки авиазапчестей  |   Объявления о продаже авиазапчестей  |   t24.io - Технологии, бизнес, стартапы  |  

ruWings © 2011-2019