Страна:
Разработчик: ОКБ Сухого
Тип: Дальний ракетоносец
Год:
Другое обозначение:
Работы по теме Т-4 («изделие 100») начались в 1961 году. Военными была поставлена задача по созданию нового авиационного комплекса, предназначенного для «разведки, поиска и уничтожения малоразмерных, подвижных и неподвижных морских и сухопутных целей» с дальностью полета 7000 км. В СССР среди авиационных КБ был объявлен конкурс и проект, представленный КБ Сухого, вышел победителем, опередив разработки ОКБ Яковлева и Туполева. Изюминкой Т-4 стало обеспечение высокой крейсерской скорости полета – 3200 км/час, что, по оценке экспертов, обещало существенное снижение уязвимости от средств ПВО. Создание самолета было задано постановлением правительства от 3 декабря 1963 года. Разработку проекта возглавил заместитель Генерального конструктора Н.С. Черняков.
Эскизный проект Т-4 защитили в июне 1964-го, в феврале 1966-го состоялась макетная комиссия ВВС. Рабочее проектирование велось совместно с МКБ «Буревестник», к изготовлению опытной партии самолетов в ноябре 1964 года был подключен Тушинский машиностроительный завод (ТМЗ).
Для достижения заданных требований необходимо было обеспечить высокое значение качества на крейсерском сверхзвуке М=3. Совместно с ЦАГИ был проведен комплекс фундаментальных исследований аэродинамических характеристик моделей самолета, что обеспечило выбор необходимой компоновки. К разработке был принят вариант бесхвостки с малым запасом продольной устойчивости с небольшим передним горизонтальным оперением, используемым для продольной балансировки самолета. Крыло – «двойная дельта» в плане, с острой передней кромкой и деформацией срединной поверхности.
Большой объем исследований понадобился для отработки компоновки силовой установки, в результате чего, был выбран вариант с нижним расположением воздухозаборника и т.н. «пакетной» компоновкой 4-х двигателей. Впервые в отечественной практике был применен сверхзвуковой регулируемый воздухозаборник смешанного сжатия с автозапуском для расчетного числа М=3,0. Специально для Т-4 в ОКБ П.А. Колесова были разработаны ТРД РД36-41, обеспечивающие длительный полет на режимах с М=3.
Для каждой из систем Т-4, исходя из жестких требований по условиям их эксплуатации на самолете, конструкторам пришлось разрабатывать много принципиально новых решений. Так, впервые в отечественной практике на Т-4 была применена 4-канальная электродистанционная система управления, автомат тяги, гидросистема с рабочим давлением 280 кг/см 2, принципиально новая топливная система с гидротурбонасосами, система нейтрального газа на жидком азоте, и т.д.
Важнейшей проблемой являлось создание конструкции и подбор материалов, которые могли обеспечить работу при высоких рабочих температурах - 220-330 0 С. Основными конструкционными материалами планера стали титан и сталь, отработке технологии их применения в конструкции самолета были посвящены основные усилия конструкторов и технологов ОКБ в период создания Т-4. Требовалось освоить большое число принципиально новых технологических процессов, таких, как автоматическая сварка сквозным проплавлением, автоматическая сварка погруженной дугой с применением листовой приставки, химическое фрезерование титановых сплавов и т.д. Для отработки новых технологий проводилась широкая программа разработки новых видов материалов и покрытий, испытаний натурных образцов конструкции. Для отработки силовой установки, самолетных систем и оборудования в ОКБ совместно со смежниками проводилась большая программа исследований и испытаний различных моделей, стендов и летающих лабораторий (ЛЛ). Так, например, для отработки формы крыла была построена и совместно с ЛИИ проходила испытания ЛЛ «100Л» на базе Су-9.
В состав целевого оборудования самолета входил навигационный комплекс НК-4 и радиоэлектронный комплекс «Океан», включающий систему управления вооружением «Вихрь», систему разведки «Рапира», систему обороны «Отпор» и систему радиосвязного оборудования «Стремнина». Основное вооружение самолета – 3 аэробаллистические ракеты Х-45, разработка которых велась в МКБ «Радуга». Ракета Х-45 имела расчетную дальность пуска 550-600 км и крейсерскую скорость полета М=5-7.
В рамах работ по теме Т-4, практически все основные узлы, системы и агрегаты на самолете были разработаны на уровне изобретений; всего конструкторами ОКБ было внедрено 208 изобретений, а с учетом изобретений, заложенных при разработке комплектующих агрегатов и изделий – около 600. Ни на одном самолете, построенном к тому времени в СССР, не было такого большого числа оригинальных разработок!
Постройка первого летного экземпляра самолета (изд. «101») завершилась осенью 1971 г. и в декабре 1971 г. самолет перебазировали на аэродром ЛИИ. Первый полет опытного самолета состоялся 22 августа 1972 года, экипаж состоял из летчика В.С. Ильюшина и штурмана Н.А. Алферова. Летные испытания продолжались до января 1974 года, всего за этот период было выполнено 10 полетов, достигнута скорость М=1,36 на высоте 12000 м.
В период 1966-74 г.г. на ТМЗ было собрано 4 планера Т-4: один для статических (изд. «100С» ) и три для летных испытаний (изд. «101», «102» и «103»). В заделе был изготовлен ряд агрегатов еще для 3 машин. В 1974 году по указанию МАП работы по теме Т-4 были приостановлены. Официально работы были закрыты в соответствии с постановлением правительства от 19 декабря 1975 года.
На базе Т-4 в 1968-70 г.г. в ОКБ был создан проект модернизированного ракетоносца Т-4М с крылом изменяемой стреловидности, а в 1970-72 г.г. – проект Т-4МС (изд. «200»), участвовавший в 1972 году в конкурсе с ОКБ Мясищева и Туполева на создание стратегического двухрежимного ударного самолета.
Характеристики самолета:
Производство: | |
Первый полет: | |
Первая поставка: | |
Первый заказчик: | |
Последняя поставка: | |
Всего произведено (шт.): | |
Двигатели: | |
Тип: | |
Суммарная максимальная тяга: | |
Степень двухконтурности: | |
Размеры: | |
Размах крыльев, (м): | |
Длина, (м): | |
Диаметр фюзеляжа, (м): | |
Высота, (м): | |
Площадь крыла, (кв.м): | |
Угол стреловидности, (град.): | |
Число мест: | |
Экипаж, (чел.): | |
Количество пассажиров: | |
Летные данные: | |
Максимальная дальность (км): | |
Крейсерская скорость: | |
Эксплуатационный потолок, (м): | |
Массы и нагрузки: | |
Взлетная масса, (кг): | |
Посадочная масса, (кг): | |
Масса пустого самолета без топлива (кг): | |
Максимальный запас топлива: | |
Платная нагрузка (кг): |
ruWings © 2011-2022