Новости авиации, авиакомпаний, аэропортов, авиационной промышленности.
Последние новости _

Окно возможностей для РЭБ.

30.06.14

Когда речь заходит о российском оборонно-промышленном комплексе (ОПК), большинству читателей в первую очередь приходят в голову старые, сформировавшиеся еще в советское время бренды, - авиационные "МиГ" и "Сухой", танковый Уралвагонзавод, лодочный "Рубин". Но за последние несколько лет под крылом госкорпорации "Ростех" сформировалось несколько новых крупных концернов, которые пока известны широкой публике не в должной мере, но имеют все шансы стать лицом отечественного ОПК в XXI веке.

Характерным примером является отметившее в феврале этого года пятилетний юбилей ОАО "Концерн "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ). Вряд ли даже увлекающийся военной техникой человек сможет без подсказки в Интернете сразу назвать сферы интересов этого нового игрока. Но уже в обозримом будущем ситуация имеет все шансы измениться. Дело в том, что КРЭТ работает в таких важнейших нишах рынка продукции военного назначения, как разработка и производство комплексов и систем бортового радиоэлектронного оборудования (авионики), средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), государственного опознавания.

Ослепить, оглушить и обездвижить противника

Возьмем, к примеру, средства РЭБ. Мировой рынок в настоящее время оценивается примерно в девять миллиардов долларов в год, это одна из наиболее прогрессирующих и расширяющихся частей общего рынка вооружений и военной техники наряду с производством военных беспилотников (БЛА) и систем управления войсками. К 2020 году мировой объем торговли систем РЭБ может достигнуть отметки 16 миллиардов долларов. Основная причина этого роста понятна - современное поле боя без них представить невозможно. Прежде всего не сможет отработать без приемлемых потерь главная ударная сила современных конфликтов - авиация. В свою очередь прикрытие наземных и надводных объектов без подавления РЛС ударных самолетов и самолетов ДРЛО тоже нерешаемая задача. Есть и еще один фактор, благодаря которому спрос на системы РЭБ в мире уверенно растет: они не подпадают под подавляющее большинство международных соглашений, ограничивающих или регламентирующих поставки продукции военного назначения (ПВН). Не попадут они и в сферу действия нового международного договора о торговле оружием. Поэтому продажи ведущих мировых производителей растут на всех ключевых рынках - в США, Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе, на Ближнем и Среднем Востоке.

Закономерно увеличиваются продажи и концерна "Радиоэлектронные технологии", российского лидера в этой сфере. Наиболее известная программа КРЭТа - широкодиапазонная станция мощных шумовых помех "Красуха-4". Она принята на вооружение в 2012-м, а в апреле следующего года Вооруженные Силы РФ получили первую партию. Основная задача станции - создание помех РЛС ударной авиации. Пока главным потребителем "Красухи-4" в России являются Ракетные войска стратегического назначения, прикрывая ими мобильные ракетные комплексы. В будущем системы пойдут на вооружение и других родов войск.

Важнейшее направление развития средств РЭБ - противодействие радиовзрывателям. Еще в советское время ВНИИ "Градиент", ныне входящий в КРЭТ, разработал станции помех радиовзрывателям артбоеприпасов СПР-1 и СПР-2. Их современным развитием стал модернизированный вариант станции "Ртуть-БМ". В прошлом году КРЭТ поставил для Министерства обороны РФ десять комплексов "Ртуть-БМ", выполнив полностью гособоронзаказ 2013 года на поставку данного типа техники. Стоимость заключенного контракта - 700 миллионов рублей.

В КРЭТ входит ведущее российское предприятие в области разработки систем, комплексов и средств РЭБ, в первую очередь воздушного базирования, - ОАО "Калужский научно-исследовательский радиотехнический институт" (КНИРТИ). С момента основания в 1957 году институт разработал четыре поколения систем, составивших основу средств РЭБ советских и российских ВВС. В настоящее время вместе с истребителем-бомбардировщиком Су-34 на вооружение поступил комплекс радиоэлектронного противодействия (РЭП) четвертого поколения "Хибины", предназначенный для защиты самолета от поражения средствами ПВО. От станций предыдущего поколения он отличается многоуровневой мультипроцессорной системой управления с применением цифровых методов обработки сигналов. Передающие устройства аппаратуры активных помех комплекса РЭП "Хибины" построены на основе активных антенных решеток высокой мощности. По неподтвержденным официально данным, комплекс РЭП "Хибины" прошел боевое крещение в августе 2008-го в Южной Осетии.

Помимо КНИРТИ важнейшим разработчиком авиационных систем РЭБ является самарское ФГУП "Научно-исследовательский институт "Экран". Предприятие специализируется на многофункциональных интегрированных бортовых комплексах защиты от поражения управляемыми ракетами средств ПВО с радиолокационным и тепловым наведением. С 2013 года в ВВС поступает новая разработка НИИ "Экран" - комплексы радиоэлектронной борьбы семейства "Витебск", основу которых составляет станция активных помех Л-370-3С. "Витебск" призван заменить ныне стоящие на вооружении комплексы РЭП фронтовой авиации "Гардения" и "Сорбция", разработанные в 70-80-х годах. По данным НИИ "Экран", отдельные элементы "Витебска" монтируются на ударных вертолетах Ка-52 и транспортных Ми-8МТ. Среди других изделий самарского НИИ - бортовая станция активных радиопомех, лазерная станция оптико-электронного подавления, активная буксируемая радиолокационная ловушка, передатчики помех одноразового использования. Все эти системы входят в состав вооружения самолетов и вертолетов ВВС России и поставляются на экспорт. Для гражданских заказчиков (авиакомпаний, эксплуатирующих воздушные суда в опасных районах) НИИ "Экран" разработал бортовой комплекс обороны летательных аппаратов "Президент-С". Он включает станции постановки активных радиопомех и оптико-электронного подавления, предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении, ракетной атаке, устройство выброса авиационных расходуемых средств (противорадиолокационных патронов, инфракрасного излучения, с передатчиками помех одноразового использования). Стоит отметить, что системы такого типа сейчас составляют чрезвычайно быстро развивающуюся нишу рынка РЭП, аналогичные системы гражданского назначения предлагают такие компании, как Rheinmetall, Cassidian, Qinetiq, Thales, и другие.

В состав КРЭТа входит ведущее российское предприятие по разработке комплексов радиоэлектронной борьбы для оснащения ВМФ - ОАО "Таганрогский научно-исследовательский институт связи" (ТНИИС). Аппаратурой его разработки оснащены все крупные надводные корабли российского флота, включая ракетный крейсер "Москва", тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий" и тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". Кроме того, предприятие участвовало в оснащении системами РЭБ фрегатов типа Talwar, построенных для ВМС Индии. В рамках концерна помимо ТНИИСа серийным производителем систем РЭБ корабельного базирования является ОАО "Ростовский завод "Прибор".

Продукция предприятий КРЭТа идет во все виды и рода Вооруженных Сил: Сухопутные войска, авиацию, ПВО, флот. Стоит отметить, что главный в стране специалист в этой области тоже трудится в концерне. С апреля 2012 года решением Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ заместитель генерального директора ОАО "Концерн "Радиоэлектронные технологии" Юрий Маевский назначен генеральным конструктором по направлению "Системы и средства РЭБ".

Уникальная область специализации КРЭТа - разработка, совершенствование и производство компонентов системы государственного опознавания. Она представляет собой аппаратно-программный комплекс для автоматического определения принадлежности обнаруженных объектов в воздухе, на море и суше по принципу "свой-чужой" и определения их признаков (бортового номера и т. п). Головной разработчик систем госопознавания Советского Союза НИИ № 334 после серии преобразований и переименований сегодня называется ОАО "НПО "Радиоэлектроника" им. В. И. Шимко" и входит в КРЭТ. Долгое время это объединение возглавлял выдающийся ученый и инженер Ильдус Мостюков. Под его руководством была создана ныне состоящая на вооружении единая общевойсковая система государственного радиолокационного опознавания СССР и Российской Федерации "Пароль". Кроме "Радиоэлектроники" другими ключевыми предприятиями концерна, ответственными за работы в данной области, являются ОАО "Радиоприбор" (Казань, производство бортового оборудования для боевой авиации) и ОАО "Казанский электротехнический завод" (для ВМФ). Они продолжают выпускать аппаратуру системы "Пароль" для поступающей на вооружение авиационной и военно-морской техники, а также на экспорт. Разработана и модернизированная система госопознавания "Страж", однако перевооружение ВС РФ идет медленно из-за довольно высокой стоимости проекта.

Развитие вширь и вглубь

В декабре 2012 года наблюдательный совет Ростеха принял решение о передаче в состав ОАО "Концерн "Радиоэлектронные технологии" предприятий другой холдинговой структуры госкорпорации - концерна "Авиаприборостроение". На момент принятия решения о сокращении числа холдингов Ростеха КРЭТ уже являлся вертикально-интегрированной структурой с принятой единой концепцией корпоративного развития в отличие от "Авиаприборостроения", остававшегося по сути собранием разрозненных активов, не объединенных даже общим брендом. Поэтому передача предприятий концерна "Авиаприборостроение" в состав КРЭТа выглядела вполне разумным шагом. В результате КРЭТ стал одним из крупнейших российских разработчиков и производителей авионики. Среди несомненных его успехов - разработка бесплатформенной инерциальной навигационной системы БИНС-СП2, впервые представленной на международном аэрокосмическом салоне "Ле Бурже-2013". Она предназначена для определения местоположения объекта, комплексной обработки и выдачи навигационной и пилотажной информации, способна в автономном режиме в условиях отсутствия сигналов спутниковой навигации определять координаты и параметры движения летательного аппарата. Эта система будет применена на истребителе пятого поколения Т-50, создающегося в рамках программы "Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации" (ПАК ФА). Разработчик БИНС-СП2 - Московский институт электромеханики и автоматики (МИЭА). Это одно из старейших отечественных предприятий по созданию авиационных приборов, систем навигации и управления. МИЭА выпускает автономные и корректируемые инерциальные навигационные системы, системы электродистанционного и автоматического управления полетом, вычислительные системы для навигации и самолетовождения. Предприятие активно участвует в разработке авионики для самолетов МС-21 и Ту-214, вертолета Ка-226 и др. Серийным производителем систем БИНС-СП2 станет Раменский приборостроительный завод - один из ведущих производителей пилотажно-навигационных комплексов для гражданской и военной авиации. Его нишей специализации является выпуск изделий лазерной гироскопии.

Разумеется, присоединение бывшего ОАО "Концерн "Авиаприборостроение" стало серьезным управленческим вызовом для руководства КРЭТа. Теперь концерн - самая крупная по числу входящих в него предприятий холдинговая компания Ростеха. Сразу после присоединения "Авиаприборостроения" их было более 120. Сейчас после серии объединений и сокращений холдинговая компания управляет 97 предприятиями. Причем сложность не только в количестве, но и в разбросанности; география КРЭТ - 31 субъект Федерации, от Санкт-Петербурга на севере до Новороссийска на юге, от Брянска на западе до Владивостока на востоке. Однако показатели экономической деятельности концерна позволяют говорить о том, что в целом вопросы управления такой махиной решаются. Выручка от продаж в 2013 году составила 85 миллиардов рублей против 75,9 миллиарда в 2012-м. Ожидаемая выручка в 2014 году - 99,7 миллиарда рублей, в планах увеличение этого показателя до 146 миллиардов рублей к 2016-му. Совокупная чистая прибыль КРЭТа в 2013 году возросла по отношению к аналогичному показателю 2012-го на 3,4 миллиарда рублей, то есть до 6,6 миллиарда. К этому нужно добавить, что концерн в 2013 году досрочно и в полном объеме выполнил государственный оборонный заказ на сумму свыше 40 миллиардов рублей. Решением управленческой задачи станет переход на новую структуру. Первым дивизионом, чье создание в ближайшее время анонсирует руководство концерна, станет "КРЭТ Авионикс".

Не стоит забывать и о военно-политической конъюнктуре, играющей в пользу КРЭТа. Вызовом, но одновременно и окном возможностей стали для ОПК уже введенные и грядущие санкции западных стран на поставки продукции военного назначения. Они вернули с небес на землю ту часть военного и политического истеблишмента, которая наивно полагала, что Россия сможет закупить если не всю необходимую, то по крайней мере высокотехнологичную военную продукцию у Запада. Украинский кризис и последовавшие санкции развеяли эти надежды - у вероятного противника высокотехнологичных систем вооружений, таких как системы РЭБ, не купишь. Тем более не купишь технологии производства. Практически в той же степени сказанное относится к поставкам авионики для боевой авиации. Здесь России придется рассчитывать на свои силы. Не случайно в рамках недавно завершившейся международной выставки вертолетной индустрии HeliRussia 2014 концерн "Радиоэлектронные технологии" и холдинг "Вертолеты России" (оба входят в ГК "Ростех") подписали соглашение о создании центра по разработке и производству инновационной авионики для вертолетов. Также совместное предприятие займется разработкой средств радиоэлектронного противодействия, систем управления вооружением для боевых, специальных и гражданских вертолетов отечественного производства. Работа над интегрированным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования для перспективного скоростного вертолета уже идет. Это будет система, контролирующая работу двигателей, всех агрегатов боевой машины, обеспечивающая ориентацию в пространстве, пилотирование, применение оружия, защиту от внешних угроз, интеграцию в тактические построения. Наша армейская авиация получает хороший задел на будущее.

Если к нынешним успехам КРЭТа - созданию новейших систем РЭБ, уверенному экономическому развитию, досрочному выполнению задач ГОЗ - добавится разработка интегрированных комплексов авионики мирового уровня, то нет особых сомнений, что список узнаваемых брендов российского ОПК пополнится еще одной компанией.

 
Источник: Военно-промышленный курьер   Все новости компании
 
Компании: 
Авиационная техника: Ту-214Ми-8Су-34Ка-22
 

Последние новости:



Другие новости за 30.06.14

ruwings.ru:  |   Карта сайта  |  

ruWings © 2011-2022